domvpavlino.ru

Тренировочный вариант 3 по физике егэ. Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения. Закон сохранения импульсов

В задании №3 ЕГЭ по физике необходимо решить задачу по теме импульс и энергия. Это могут быть задания по нахождению импульса или энергии с использованием законов сохранения.

Теория к заданию №3 ЕГЭ по физике

Кинетическая энергия

Кинетическая энергия, которой обладает тело, выражается формулой:

Здесь m – масса тела,v – его скорость.

Потенциальная энергия

Потенциальную энергию тела массой т, поднятого на высоту h, можно определить по формуле:E n =mgh.

Закон сохранения энергии

Формулировка закона: в замкнутой системе из произвольного числа тел механическая полная энергия в результате их взаимодействия не изменяется.

Формула закона:

где Е к – кинетическая энергия, Е р – потенциальная

Поскольку , , то закон приобретает вид:

В реальной системе, т.е. в системе, учитывающей силы трения (в частности, сопротивление воздуха), изменение механической полной энергии все-таки происходит. Количественно оно представляет собой величину работы сил трения и определяется как модуль разности энергий в момент начала взаимодействия тел и в момент его окончания:

Импульс

В механике импульсом тела называется произведение массы тела на его скорость. направление импульса совпадает с направлением вектора скорости: p=mv.

Закон сохранения импульсов

Формулировка закона: В замкнутой системе тел векторная сумма их импульсов является неизменной вне зависимости от взаимодействия этих тел.

Этот закон – следствие 2-го и 3-го законов Ньютона. Соответственно, количественно он выглядит таким образом:

где в левой части равенства содержится сумма импульсов в начальный момент взаимодействия тел, а в правой – в конце их взаимодействия.

Разбор типовых вариантов заданий №3 ЕГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

У основания гладкой наклонной плоскости шайба массой 10 г обладает кинетической энергией 0,04 Дж. Определите максимальную высоту, на которую шайба может подняться по плоскости относительно основания. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Алгоритм решения:
  1. Переводим величину массы в СИ.
  2. Рассматриваем характер движения шайбы.
  3. Используя з-н сохранения энергии, составляем уравнение для поиска искомой величины (h max).
  4. Из полученного уравнения выражаем искомую величину и вычисляем ее.
  5. Записываем ответ.
Решение:

Первый вариант задания (Демидова, №1)

Мячик массой 0,2 кг, брошенный вертикально вверх, достиг максимальной высоты 7 м. Какой кинетической энергией обладал мячик сразу после броска? Сопротивлением воздуха пренебречь.

Алгоритм решения:
  1. Анализируем изменения мех.энергии мячика в процессе его движения. Записываем ур-ние закона сохранения энергии.
  2. Определяем потенциальную энергию мячика. Исходя из этого, определяем искомую кинетическую энергию.
  3. Записываем ответ.
Решение:
  1. Когда мячик достиг максимальной высоты h=7 м вся его кинетическая энергия E к, которой он обладал сразу после броска, преобразовалась полностью в потенциальную Е п. Значит, по з-ну сохранения энергии Е к =Е п.
  2. Потенциальная энергия определяется по формуле: E п = mgh. Таким образом, Е к =Е п =mgh . Вычислим ее: Е к = 0,2∙10∙7 = 14 Дж.

Ответ: 14

Второй вариант задания (Демидова, №7)

Отношение импульса автокрана к импульсу легкового автомобиля p 1 /p 2 = 1,8. Каково отношение их масс m 1 /m 2 , если отношение скорости автокрана к скорости легкового автомобиля v 1 /v 2 = 0,3?

Алгоритм решения:
  1. Находим импульсы каждого тела.
  2. Определяем отношение импульсов.
  3. Находим искомое отношение масс.
  4. Записываем ответ.
Решение:

1. Импульс крана определяется формулой: р 1 =т 1 v 1 . Импульс автомобиля р 2 =т 2 v 2 . 2. Определяем отношение импульсов: 3. Отсюда получаем: Ответ: 6

Третий вариант задания (Демидова, №30)

Снаряд, имеющий в точке О траектории импульс р(0), разорвался на два осколка. Один из осколков имеет импульс p1. Каким из векторов (1, 2, 3 или 4) изображается импульс второго осколка?

Алгоритм решения:
  1. Анализируем процессы, происходящие со снарядом.
  2. Находим суперпозицию векторов импульсов осколков. Делаем вывод относительно импульса 2-го осколка.
  3. Записываем ответ.
Решение:
  1. Пренебрегаем действием внешних сил на снаряд. Сначала оба осколка были единым целым. В момент разрыва выполняется закон сохранения импульсов. При этом вектор импульса снаряда становится равным сумме векторов импульсов его осколков.
  2. Геометрическая сумма векторов, которые характеризуют импульсы каждого из осколков, равняется вектору импульса самого снаряда до разрыва, т.е. вектор р 0 – результирующая от сложения вектора р 1 и вектора импульса 2-го осколка. Применяя правило параллелограмма, делаем вывод, что импульс второго осколка отображен вектором 1.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК А. В. Грачева. Физика (10-11) (баз., углубл.)

Линия УМК А. В. Грачева. Физика (7-9)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения

Разбираем задания ЕГЭ по физике (Вариант С) с учителем.

Лебедева Алевтина Сергеевна, учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Задания базового уровня, это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного-двух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики. В работе 4 задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Данный вариант полностью соответствует демонстрационному варианту ЕГЭ 2017 года, задания взяты из открытого банка заданий ЕГЭ.

На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени t . Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с.


Решение. Путь, пройденный автомобилем в интервале времени от 0 до 30 с проще всего определить как площадь трапеции, основаниями которой являются интервалы времени (30 – 0) = 30 c и (30 – 10) = 20 с, а высотой является скорость v = 10 м/с, т.е.

S = (30 + 20) с 10 м/с = 250 м.
2

Ответ. 250 м.

Груз массой 100 кг поднимают вертикально вверх с помощью троса. На рисунке приведена зависимость проекции скорости V груза на ось, направленную вверх, от времени t . Определите модуль силы натяжения троса в течение подъема.



Решение. По графику зависимости проекции скорости v груза на ось, направленную вертикально вверх, от времени t , можно определить проекцию ускорения груза

a = v = (8 – 2) м/с = 2 м/с 2 .
t 3 с

На груз действуют: сила тяжести , направленная вертикально вниз и сила натяжения троса , направленная вдоль троса вертикально вверх смотри рис. 2. Запишем основное уравнение динамики. Воспользуемся вторым законом Ньютона. Геометрическая сумма сил действующих на тело равна произведению массы тела на сообщаемое ему ускорение.

+ = (1)

Запишем уравнение для проекции векторов в системе отсчета, связанной с землей, ось OY направим вверх. Проекция силы натяжения положительная, так как направление силы совпадает с направлением оси OY, проекция силы тяжести отрицательная, так как вектор силы противоположно направлен оси OY, проекция вектора ускорения тоже положительная, так тело движется с ускорением вверх. Имеем

T mg = ma (2);

из формулы (2) модуль силы натяжения

Т = m (g + a ) = 100 кг (10 + 2) м/с 2 = 1200 Н.

Ответ . 1200 Н.

Тело тащат по шероховатой горизонтальной поверхности с постоянной скоростью модуль которой равен 1, 5 м/с, прикладывая к нему силу так, как показано на рисунке (1). При этом модуль действующей на тело силы трения скольжения равен 16 Н. Чему равна мощность, развиваемая силой F ?



Решение. Представим себе физический процесс, заданный в условии задачи и сделаем схематический чертеж с указанием всех сил, действующих на тело (рис.2). Запишем основное уравнение динамики.

Тр + + = (1)

Выбрав систему отсчета, связанную с неподвижной поверхностью, запишем уравнения для проекции векторов на выбранные координатные оси. По условию задачи тело движется равномерно, так как его скорость постоянна и равна 1,5 м/с. Это значит, ускорение тела равно нулю. По горизонтали на тело действуют две силы: сила трения скольжения тр. и сила , с которой тело тащат. Проекция силы трения отрицательная, так как вектор силы не совпадает с направлением оси Х . Проекция силы F положительная. Напоминаем, для нахождения проекции опускаем перпендикуляр из начала и конца вектора на выбранную ось. С учетом этого имеем: F cosα – F тр = 0; (1) выразим проекцию силы F , это F cosα = F тр = 16 Н; (2) тогда мощность, развиваемая силой , будет равна N = F cosα V (3) Сделаем замену, учитывая уравнение (2), и подставим соответствующие данные в уравнение (3):

N = 16 Н · 1,5 м/с = 24 Вт.

Ответ. 24 Вт.

Груз, закрепленный на легкой пружине жесткостью 200 Н/м, совершает вертикальные колебания. На рисунке представлен график зависимости смещения x груза от времени t . Определите, чему равна масса груза. Ответ округлите до целого числа.


Решение. Груз на пружине совершает вертикальные колебания. По графику зависимости смещения груза х от времени t , определим период колебаний груза. Период колебаний равен Т = 4 с; из формулы Т = 2π выразим массу m груза.


= T ; m = T 2 ; m = k T 2 ; m = 200 H/м (4 с) 2 = 81,14 кг ≈ 81 кг.
k 4π 2 4π 2 39,438

Ответ: 81 кг.

На рисунке показана система из двух легких блоков и невесомого троса, с помощью которого можно удерживать в равновесии или поднимать груз массой 10 кг. Трение пренебрежимо мало. На основании анализа приведенного рисунка выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.


  1. Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 100 Н.
  2. Изображенная на рисунке система блоков не дает выигрыша в силе.
  3. h , нужно вытянуть участок веревки длиной 3h .
  4. Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h h .

Решение. В данной задаче необходимо вспомнить простые механизмы, а именно блоки: подвижный и неподвижный блок. Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза, при этом участок веревки нужно вытянуть в два раза длиннее, а неподвижный блок используют для перенаправления силы. В работе простые механизмы выигрыша не дают. После анализа задачи сразу выбираем нужные утверждения:

  1. Для того чтобы медленно поднять груз на высоту h , нужно вытянуть участок веревки длиной 2h .
  2. Для того чтобы удерживать груз в равновесии, нужно действовать на конец веревки с силой 50 Н.

Ответ. 45.

В сосуд с водой полностью погружен алюминиевый груз, закрепленный на невесомой и нерастяжимой нити. Груз не касается стенок и дна сосуда. Затем в такой же сосуд с водой погружают железный груз, масса которого равна массе алюминиевого груза. Как в результате этого изменятся модуль силы натяжения нити и модуль действующей на груз силы тяжести?

  1. Увеличивается;
  2. Уменьшается;
  3. Не изменяется.


Решение. Анализируем условие задачи и выделяем те параметры, которые не меняются в ходе исследования: это масса тела и жидкость, в которую погружают тело на нити. После этого лучше выполнить схематический рисунок и указать действующие на груз силы: сила натяжения нити F упр, направленная вдоль нити вверх; сила тяжести , направленная вертикально вниз; архимедова сила a , действующая со стороны жидкости на погруженное тело и направленная вверх. По условию задачи масса грузов одинакова, следовательно, модуль действующей на груз силы тяжести не меняется. Так как плотность грузов разная, то объем тоже будет разный

V = m .
p

Плотность железа 7800 кг/м 3 , а алюминиевого груза 2700 кг/м 3 . Следовательно, V ж < V a . Тело в равновесии, равнодействующая всех сил, действующих на тело равна нулю. Направим координатную ось OY вверх. Основное уравнение динамики с учетом проекции сил запишем в виде F упр + F a mg = 0; (1) Выразим силу натяжения F упр = mg F a (2); архимедова сила зависит от плотности жидкости и объема погруженной части тела F a = ρgV п.ч.т. (3); Плотность жидкости не меняется, а объем тела из железа меньше V ж < V a , поэтому архимедова сила, действующая на железный груз будет меньше. Делаем вывод о модуле силы натяжения нити, работая с уравнение (2), он возрастет.

Ответ. 13.

Брусок массой m соскальзывает с закрепленной шероховатой наклонной плоскости с углом α при основании. Модуль ускорения бруска равен a , модуль скорости бруска возрастает. Сопротивлением воздуха можно пренебречь.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, при помощи которых их можно вычислить. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Коэффициент трения бруска о наклонную плоскость

3) mg cosα

4) sinα – a
g cosα

Решение. Данная задача требует применение законов Ньютона. Рекомендуем сделать схематический чертеж; указать все кинематические характеристики движения. Если возможно, изобразить вектор ускорения и векторы всех сил, приложенных к движущемуся телу; помнить, что силы, действующие на тело, – результат взаимодействия с другими телами. Затем записать основное уравнение динамики. Выбрать систему отсчета и записать полученное уравнение для проекции векторов сил и ускорений;

Следуя предложенному алгоритму, сделаем схематический чертеж (рис. 1). На рисунке изображены силы, приложенные к центру тяжести бруска, и координатные оси системы отсчета, связанной с поверхностью наклонной плоскости. Так как все силы постоянны, то движение бруска будет равнопеременным с увеличивающейся скоростью, т.е. вектор ускорения направлен в сторону движения. Выберем направление осей как указано на рисунке. Запишем проекции сил, на выбранные оси.


Запишем основное уравнение динамики:

Тр + = (1)

Запишем данное уравнение (1) для проекции сил и ускорения.

На ось OY: проекция силы реакции опоры положительная, так как вектор совпадает с направлением оси OY N y = N ; проекция силы трения равна нулю так как вектор перпендикулярен оси; проекция силы тяжести будет отрицательная и равная mg y = mg cosα ; проекция вектора ускорения a y = 0, так как вектор ускорения перпендикулярен оси. Имеем N mg cosα = 0 (2) из уравнения выразим силу реакции действующей на брусок, со стороны наклонной плоскости. N = mg cosα (3). Запишем проекции на ось OX.

На ось OX: проекция силы N равна нулю, так как вектор перпендикулярен оси ОХ; Проекция силы трения отрицательная (вектор направлен в противоположную сторону относительно выбранной оси); проекция силы тяжести положительная и равна mg x = mg sinα (4) из прямоугольного треугольника. Проекция ускорения положительная a x = a ; Тогда уравнение (1) запишем с учетом проекции mg sinα – F тр = ma (5); F тр = m (g sinα – a ) (6); Помним, что сила трения пропорциональна силе нормального давления N .

По определению F тр = μN (7), выразим коэффициент трения бруска о наклонную плоскость.

μ = F тр = m (g sinα – a ) = tgα – a (8).
N mg cosα g cosα

Выбираем соответствующие позиции для каждой буквы.

Ответ. A – 3; Б – 2.

Задание 8. Газообразный кислород находится в сосуде объемом 33,2 литра. Давление газа 150 кПа, его температура 127° С. Определите массу газа в этом сосуде. Ответ выразите в граммах и округлите до целого числа.

Решение. Важно обратить внимание на перевод единиц в систему СИ. Температуру переводим в Кельвины T = t °С + 273, объем V = 33,2 л = 33,2 · 10 –3 м 3 ; Давление переводим P = 150 кПа = 150 000 Па. Используя уравнение состояния идеального газа

выразим массу газа.

Обязательно обращаем внимание, в каких единица просят записать ответ. Это очень важно.

Ответ. 48 г.

Задание 9. Идеальный одноатомный газ в количестве 0,025 моль адиабатически расширился. При этом его температура понизилась с +103°С до +23°С. Какую работу совершил газ? Ответ выразите в Джоулях и округлите до целого числа.

Решение. Во-первых, газ одноатомный число степеней свободы i = 3, во-вторых, газ расширяется адиабатически – это значит без теплообмена Q = 0. Газ совершает работу за счет уменьшения внутренней энергии. С учетом этого, первый закон термодинамики запишем в виде 0 = ∆U + A г; (1) выразим работу газа A г = –∆U (2); Изменение внутренней энергии для одноатомного газа запишем как

Ответ. 25 Дж.

Относительная влажность порции воздуха при некоторой температуре равна 10 %. Во сколько раз следует изменить давление этой порции воздуха для того, чтобы при неизменной температуре его относительная влажность увеличилась на 25 %?

Решение. Вопросы, связанные с насыщенным паром и влажностью воздуха, чаще всего вызывают затруднения у школьников. Воспользуемся формулой для расчета относительной влажности воздуха

По условию задачи температура не изменяется, значит, давление насыщенного пара остается тем же. Запишем формулу (1) для двух состояний воздуха.

φ 1 = 10 % ; φ 2 = 35 %

Выразим давления воздуха из формул (2), (3) и найдем отношение давлений.

P 2 = φ 2 = 35 = 3,5
P 1 φ 1 10

Ответ. Давление следует увеличить в 3,5 раза.

Горячее вещество в жидком состоянии медленно охлаждалось в плавильной печи с постоянной мощностью. В таблице приведены результаты измерений температуры вещества с течением времени.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведенных измерений и укажите их номера.

  1. Температура плавления вещества в данных условиях равна 232°С.
  2. Через 20 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
  3. Теплоемкость вещества в жидком и твердом состоянии одинакова.
  4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии.
  5. Процесс кристаллизации вещества занял более 25 минут.

Решение. Так как вещество охлаждалось, то его внутренняя энергия уменьшалась. Результаты измерения температуры, позволяют определить температуру, при которой вещество начинает кристаллизоваться. Пока вещество переходит из жидкого состояния в твердое, температура не меняется. Зная, что температура плавления и температура кристаллизации одинаковы, выбираем утверждение:

1. Tемпература плавления вещества в данных условиях равна 232°С.

Второе верное утверждение это:

4. Через 30 мин. после начала измерений вещество находилось только в твердом состоянии. Так как температура в этот момент времени, уже ниже температуры кристаллизации.

Ответ. 14.

В изолированной системе тело А имеет температуру +40°С, а тело Б температуру +65°С. Эти тела привели в тепловой контакт друг с другом. Через некоторое время наступило тепловое равновесие. Как в результате изменилась температура тела Б и суммарная внутренняя энергия тела А и Б?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличилась;
  2. Уменьшилась;
  3. Не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Если в изолированной системе тел не происходит никаких превращений энергии кроме теплообмена, то количество теплоты, отданное телами, внутренняя энергия которых уменьшается, равно количеству теплоты, полученному телами, внутренняя энергия которых увеличивается. (По закону сохранения энергии.) При этом суммарная внутренняя энергия системы не меняется. Задачи такого типа решаются на основании уравнения теплового баланса.

U = ∑ n U i = 0 (1);
i = 1

где ∆U – изменение внутренней энергии.

В нашем случае в результате теплообмена внутренняя энергия тела Б уменьшается, а значит уменьшается температура этого тела. Внутренняя энергия тела А увеличивается, так как тело получило количество теплоты от тела Б, то температура его увеличится. Суммарная внутренняя энергия тел А и Б не изменяется.

Ответ. 23.

Протон p , влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет скорость , перпендикулярную вектору индукции магнитного поля, как показано на рисунке. Куда направлена действующая на протон сила Лоренца относительно рисунка (вверх, к наблюдателю, от наблюдателя, вниз, влево, вправо)


Решение. На заряженную частицу магнитное поле действует с силой Лоренца. Для того чтобы определить направление этой силы, важно помнить мнемоническое правило левой руки, не забывать учитывать заряд частицы. Четыре пальца левой руки направляем по вектору скорости, для положительно заряженной частицы, вектор должен перпендикулярно входить в ладонь, большой палец отставленный на 90° показывает направление действующей на частицу силы Лоренца. В результате имеем, что вектор силы Лоренца направлен от наблюдателя относительно рисунка.

Ответ. от наблюдателя.

Модуль напряженности электрического поля в плоском воздушном конденсаторе емкостью 50 мкФ равен 200 В/м. Расстояние между пластинами конденсатора 2 мм. Чему равен заряд конденсатора? Ответ запишите в мкКл.

Решение. Переведем все единицы измерения в систему СИ. Емкость С = 50 мкФ = 50 · 10 –6 Ф, расстояние между пластинами d = 2 · 10 –3 м. В задаче говорится о плоском воздушном конденсаторе – устройстве для накопления электрического заряда и энергии электрического поля. Из формулы электрической емкости

где d – расстояние между пластинами.

Выразим напряжение U = E · d (4); Подставим (4) в (2) и рассчитаем заряд конденсатора.

q = C · Ed = 50 · 10 –6 · 200 · 0,002 = 20 мкКл

Обращаем внимание, в каких единицах нужно записать ответ. Получили в кулонах, а представляем в мкКл.

Ответ. 20 мкКл.


Ученик провел опыт по преломлению света, представленный на фотографии. Как изменяется при увеличении угла падения угол преломления света, распространяющегося в стекле, и показатель преломления стекла?

  1. Увеличивается
  2. Уменьшается
  3. Не изменяется
  4. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждого ответа. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. В задачах такого плана вспоминаем, что такое преломление. Это изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую. Вызвано оно тем, что скорости распространения волн в этих средах различны. Разобравшись из какой среды в какую свет распространяется, запишем закона преломления в виде

sinα = n 2 ,
sinβ n 1

где n 2 – абсолютный показатель преломления стекла, среда куда идет свет; n 1 – абсолютный показатель преломления первой среды, откуда свет идет. Для воздуха n 1 = 1. α – угол падения луча на поверхность стеклянного полуцилиндра, β – угол преломления луча в стекле. Причем, угол преломления будет меньше угла падения, так как стекло оптически более плотная среда – среда с большим показателем преломления. Скорость распространения света в стекле меньше. Обращаем внимание, что углы измеряем от перпендикуляра, восстановленного в точке падения луча. Если увеличивать угол падения, то и угол преломления будет расти. Показатель преломления стекла от этого меняться не будет.

Ответ.

Медная перемычка в момент времени t 0 = 0 начинает двигаться со скоростью 2 м/с по параллельным горизонтальным проводящим рельсам, к концам которых подсоединен резистор сопротивлением 10 Ом. Вся система находится в вертикальном однородном магнитном поле. Сопротивление перемычки и рельсов пренебрежимо мало, перемычка все время расположена перпендикулярно рельсам. Поток Ф вектора магнитной индукции через контур, образованный перемычкой, рельсами и резистором, изменяется с течением времени t так, как показано на графике.


Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.

  1. К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб.
  2. Индукционный ток в перемычке в интервале от t = 0,1 с t = 0,3 с максимален.
  3. Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре, равен 10 мВ.
  4. Сила индукционного тока, текущего в перемычке, равна 64 мА.
  5. Для поддержания движения перемычки к ней прикладывают силу, проекция которой на направление рельсов равна 0,2 Н.

Решение. По графику зависимости потока вектора магнитной индукции через контур от времени определим участки, где поток Ф меняется, и где изменение потока равно нулю. Это позволит нам определить интервалы времени, в которые в контуре будет возникать индукционный ток. Верное утверждение:

1) К моменту времени t = 0,1 с изменение магнитного потока через контур равно 1 мВб ∆Ф = (1 – 0) · 10 –3 Вб; Модуль ЭДС индукции, возникающей в контуре определим используя закон ЭМИ

Ответ. 13.


По графику зависимости силы тока от времени в электрической цепи, индуктивность которой равна 1 мГн, определите модуль ЭДС самоиндукции в интервале времени от 5 до 10 с. Ответ запишите в мкВ.

Решение. Переведем все величины в систему СИ, т.е. индуктивность 1 мГн переведем в Гн, получим 10 –3 Гн. Силу тока, показанной на рисунке в мА также будем переводить в А путем умножения на величину 10 –3 .

Формула ЭДС самоиндукции имеет вид

при этом интервал времени дан по условию задачи

t = 10 c – 5 c = 5 c

секунд и по графику определяем интервал изменения тока за это время:

I = 30 · 10 –3 – 20 · 10 –3 = 10 · 10 –3 = 10 –2 A.

Подставляем числовые значения в формулу (2), получаем

| Ɛ | = 2 ·10 –6 В, или 2 мкВ.

Ответ. 2.

Две прозрачные плоскопараллельные пластинки плотно прижаты друг к другу. Из воздуха на поверхность первой пластинки падает луч света (см. рисунок). Известно, что показатель преломления верхней пластинки равен n 2 = 1,77. Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Решение. Для решения задач о преломлении света на границе раздела двух сред, в частности задач на прохождение света через плоскопараллельные пластинки можно рекомендовать следующий порядок решения: сделать чертеж с указанием хода лучей, идущих из одной среды в другую; в точке падения луча на границе раздела двух сред провести нормаль к поверхности, отметить углы падения и преломления. Особо обратить внимание на оптическую плотность рассматриваемых сред и помнить, что при переходе луча света из оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду угол преломления будет меньше угла падения. На рисунке дан угол между падающим лучом и поверхностью, а нам нужен угол падения. Помним, что углы определяются от перпендикуляра, восстановленного в точке падения. Определяем, что угол падения луча на поверхность 90° – 40° = 50°, показатель преломления n 2 = 1,77; n 1 = 1 (воздух).

Запишем закон преломления

sinβ = sin50 = 0,4327 ≈ 0,433
1,77

Построим примерный ход луча через пластинки. Используем формулу (1) для границы 2–3 и 3–1. В ответе получаем

А) Синус угла падения луча на границу 2–3 между пластинками – это 2) ≈ 0,433;

Б) Угол преломления луча при переходе границы 3–1 (в радианах) – это 4) ≈ 0,873.

Ответ . 24.

Определите, сколько α – частиц и сколько протонов получается в результате реакции термоядерного синтеза

+ → x + y ;

Решение. При всех ядерных реакциях соблюдаются законы сохранения электрического заряда и числа нуклонов. Обозначим через x – количество альфа частиц, y– количество протонов. Составим уравнения

+ → x + y;

решая систему имеем, что x = 1; y = 2

Ответ. 1 – α -частица; 2 – протона.

Модуль импульса первого фотона равен 1,32 · 10 –28 кг·м/с, что на 9,48 · 10 –28 кг·м/с меньше, чем модуль импульса второго фотона. Найдите отношение энергии E 2 /E 1 второго и первого фотонов. Ответ округлите до десятых долей.

Решение. Импульс второго фотона больше импульса первого фотона по условию значит можно представить p 2 = p 1 + Δp (1). Энергию фотона можно выразить через импульс фотона, используя следующие уравнения. Это E = mc 2 (1) и p = mc (2), тогда

E = pc (3),

где E – энергия фотона, p – импульс фотона, m – масса фотона, c = 3 · 10 8 м/с – скорость света. С учетом формулы (3) имеем:

E 2 = p 2 = 8,18;
E 1 p 1

Ответ округляем до десятых и получаем 8,2.

Ответ. 8,2.

Ядро атома претерпело радиоактивный позитронный β – распад. Как в результате этого изменялись электрический заряд ядра и количество нейтронов в нем?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличилась;
  2. Уменьшилась;
  3. Не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Позитронный β – распад в атомном ядре происходит при превращений протона в нейтрон с испусканием позитрона. В результате этого число нейтронов в ядре увеличивается на единицу, электрический заряд уменьшается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

Ответ. 21.

В лаборатории было проведено пять экспериментов по наблюдению дифракции с помощью различных дифракционных решеток. Каждая из решеток освещалась параллельными пучками монохроматического света с определенной длиной волны. Свет во всех случаях падал перпендикулярно решетке. В двух из этих экспериментов наблюдалось одинаковое количество главных дифракционных максимумов. Укажите сначала номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом.

Решение. Дифракцией света называется явление светового пучка в область геометрической тени. Дифракцию можно наблюдать в том случае, когда на пути световой волны встречаются непрозрачные участки или отверстия в больших по размерам и непрозрачных для света преградах, причем размеры этих участков или отверстий соизмеримы с длиной волны. Одним из важнейших дифракционных устройств является дифракционная решетка. Угловые направления на максимумы дифракционной картины определяются уравнением

d sinφ = k λ (1),

где d – период дифракционной решетки, φ – угол между нормалью к решетке и направлением на один из максимумов дифракционной картины, λ – длина световой волны, k – целое число, называемое порядком дифракционного максимума. Выразим из уравнения (1)

Подбирая пары согласно условию эксперимента, выбираем сначала 4 где использовалась дифракционная решетка с меньшим периодом, а затем – номер эксперимента, в котором использовалась дифракционная решетка с большим периодом – это 2.

Ответ. 42.

По проволочному резистору течет ток. Резистор заменили на другой, с проволокой из того же металла и той же длины, но имеющей вдвое меньшую площадь поперечного сечения, и пропустили через него вдвое меньший ток. Как изменятся при этом напряжение на резисторе и его сопротивление?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. Увеличится;
  2. Уменьшится;
  3. Не изменится.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Решение. Важно помнить от каких величин зависит сопротивление проводника. Формула для расчета сопротивления имеет вид

закона Ома для участка цепи, из формулы (2), выразим напряжение

U = I R (3).

По условию задачи второй резистор изготовлен из проволоки того же материала, той же длины, но разной площади поперечного сечения. Площадь в два раза меньшая. Подставляя в (1) получим, что сопротивление увеличивается в 2 раза, а сила тока уменьшается в 2 раза, следовательно, напряжение не изменяется.

Ответ. 13.

Период колебаний математического маятника на поверхности Земли в 1, 2 раза больше периода его колебаний на некоторой планете. Чему равен модуль ускорения свободного падения на этой планете? Влияние атмосферы в обоих случаях пренебрежимо мало.

Решение. Математический маятник – это система, состоящая из нити, размеры которой много больше размеров шарика и самого шарика. Трудность может возникнуть если забыта формула Томсона для периода колебаний математического маятника.

T = 2π (1);

l – длина математического маятника; g – ускорение свободного падения.

По условию

Выразим из (3) g п = 14,4 м/с 2 . Надо отметить, что ускорение свободного падения зависит от массы планеты и радиуса

Ответ. 14,4 м/с 2 .

Прямолинейный проводник длиной 1 м, по которому течет ток 3 А, расположен в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл под углом 30° к вектору . Каков модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля?

Решение. Если в магнитное поле, поместить проводник с током, то поле на проводник с током будет действовать с силой Ампера. Запишем формулу модуля силы Ампера

F А = I LB sinα ;

F А = 0,6 Н

Ответ. F А = 0,6 Н.

Энергия магнитного поля, запасенная в катушке при пропускании через нее постоянного тока, равна 120 Дж. Во сколько раз нужно увеличить силу тока, протекающего через обмотку катушки, для того, чтобы запасенная в ней энергия магнитного поля увеличилась на 5760 Дж.

Решение. Энергия магнитного поля катушки рассчитывается по формуле

W м = LI 2 (1);
2

По условию W 1 = 120 Дж, тогда W 2 = 120 + 5760 = 5880 Дж.

I 1 2 = 2W 1 ; I 2 2 = 2W 2 ;
L L

Тогда отношение токов

I 2 2 = 49; I 2 = 7
I 1 2 I 1

Ответ. Силу тока нужно увеличить в 7 раз. В бланк ответов Вы вносите только цифру 7.

Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединенных, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано на верхней части рисунка). Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности вы использовали при объяснении.


Решение. Линии магнитной индукции выходят из северного полюса магнита и расходятся. При приближении магнита магнитный поток через виток провода увеличивается. В соответствии с правило Ленца магнитное поле, создаваемое индукционным током витка, должно быть направлено вправо. По правилу буравчика ток должен идти по часовой стрелке (если смотреть слева). В этом направлении пропускает диод, стоящий в цепи второй лампы. Значит, загорится вторая лампа.

Ответ. Загорится вторая лампа.

Алюминиевая спица длиной L = 25 см и площадью поперечного сечения S = 0,1 см 2 подвешена на нити за верхний конец. Нижний конец опирается на горизонтальное дно сосуда, в который налита вода. Длина погруженной в воду части спицы l = 10 см. Найти силу F , с которой спица давит на дно сосуда, если известно, что нить расположена вертикально. Плотность алюминия ρ а = 2,7 г/см 3 , плотность воды ρ в = 1,0 г/см 3 . Ускорение свободного падения g = 10 м/с 2

Решение. Выполним поясняющий рисунок.


– Сила натяжения нити;

– Сила реакции дна сосуда;

a – архимедова сила, действующая только на погруженную часть тела, и приложенная к центру погруженной части спицы;

– сила тяжести, действующая на спицу со стороны Земли и приложена к центу всей спицы.

По определению масса спицы m и модуль архимедовой силы выражаются следующим образом: m = SL ρ a (1);

F a = Sl ρ в g (2)

Рассмотрим моменты сил относительно точки подвеса спицы.

М (Т ) = 0 – момент силы натяжения; (3)

М (N) = NL cosα – момент силы реакции опоры; (4)

С учетом знаков моментов запишем уравнение

NL cosα + Sl ρ в g (L l ) cosα = SL ρ a g L cosα (7)
2 2

учитывая, что по третьему закону Ньютона сила реакции дна сосуда равна силе F д с которой спица давит на дно сосуда запишем N = F д и из уравнения (7) выразим эту силу:

F д = [ 1 L ρ a – (1 – l )l ρ в ]Sg (8).
2 2L

Подставим числовые данные и получим, что

F д = 0,025 Н.

Ответ. F д = 0,025 Н.

Баллон, содержащий m 1 = 1 кг азота, при испытании на прочность взорвался при температуре t 1 = 327°С. Какую массу водорода m 2 можно было бы хранить в таком баллоне при температуре t 2 = 27°С, имея пятикратный запас прочности? Молярная масса азота M 1 = 28 г/моль, водорода M 2 = 2 г/моль.

Решение. Запишем уравнение состояния идеального газа Менделеева – Клапейрона для азота

где V – объем баллона, T 1 = t 1 + 273°C. По условию водород можно хранить при давлении p 2 = p 1 /5; (3) Учитывая, что

можем выразить массу водорода работая сразу с уравнениями (2), (3), (4). Конечная формула имеет вид:

m 2 = m 1 M 2 T 1 (5).
5 M 1 T 2

После подстановки числовых данных m 2 = 28 г.

Ответ. m 2 = 28 г.

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности I m = 5 мА, а амплитуда напряжения на конденсаторе U m = 2,0 В. В момент времени t напряжение на конденсаторе равно 1,2 В. Найдите силу тока в катушке в этот момент.

Решение. В идеальном колебательном контуре сохраняется энергия колебаний. Для момента времени t закон сохранения энергий имеет вид

C U 2 + L I 2 = L I m 2 (1)
2 2 2

Для амплитудных (максимальных) значений запишем

а из уравнения (2) выразим

C = I m 2 (4).
L U m 2

Подставим (4) в (3). В результате получим:

I = I m (5)

Таким образом, сила тока в катушке в момент времени t равна

I = 4,0 мА.

Ответ. I = 4,0 мА.

На дне водоема глубиной 2 м лежит зеркало. Луч света, пройдя через воду, отражается от зеркала и выходит из воды. Показатель преломления воды равен 1,33. Найдите расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды, если угол падения луча равен 30°

Решение. Сделаем поясняющий рисунок


α – угол падения луча;

β – угол преломления луча в воде;

АС – расстояние между точкой входа луча в воду и точкой выхода луча из воды.

По закону преломления света

sinβ = sinα (3)
n 2

Рассмотрим прямоугольный ΔАDВ. В нем АD = h , тогда DВ = АD

tgβ = h tgβ = h sinα = h sinβ = h sinα (4)
cosβ

Получаем следующее выражение:

АС = 2 DВ = 2h sinα (5)

Подставим числовые значения в полученную формулу (5)

Ответ. 1,63 м.

В рамках подготовки к ЕГЭ предлагаем вам ознакомиться с рабочей программой по физике для 7–9 класса к линии УМК Перышкина А. В. и рабочей программой углубленного уровня для 10-11 классов к УМК Мякишева Г.Я. Программы доступны для просмотра и бесплатного скачивания всем зарегистрированным пользователям.

Вариант № 321443

ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 25–27 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21 и 23 является последовательность двух цифр. Ответом к заданию 13 является слово. Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Два автомобиля движутся по прямому шоссе: первый - со скоростью второй - со скоростью относительно шоссе. Скорость первого автомобиля относительно второго равна

Ответ:

Материальная точка движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Как изменится величина её центростремительного ускорения, если скорость увеличить в 2 раза, а радиус окружности уменьшить в 2 раза?

1) увеличится в 8 раз

2) увеличится в 4 раза

3) увеличится в 2 раза

4) не изменится

Ответ:

К системе из кубика массой 1 кг и двух пружин приложена постоянная горизонтальная сила величиной 12 Н (см. рисунок). Между кубиком и опорой трения нет. Левый край первой пружины прикреплён к стенке. Система покоится. Удлинение первой пружины равно 2 см. Вторая пружина растянута на 3 см. Чему равна жёсткость первой пружины? (Ответ дайте в Н/м.)

Ответ:

Тело движется по прямой. Начальный импульс тела равен 30 кгм/с. Под действием постоянной силы величиной 5 Н, направленной вдоль этой прямой, за 6 с импульс тела уменьшился. Чему стал равен импульс тела? (Ответ дайте в кг·м/с.)

Ответ:

Тело свободно падает с высоты Н . Какой из графиков, представленных на рисунке, выражает зависимость потенциальной энергии тела от времени?

Ответ:

Аквариум, изображённый на рисунке, доверху наполнили водой. Найдите силу давление воды на дно аквариума. Плотность воды равна Атмосферное давление не учитывать

Ответ:

Абсолютная температура идеального газа в сосуде увеличилась в 2,5 раза, а давление возросло при этом в 5 раз. Как изменилась концентрация молекул газа?

1) уменьшилась в 12,5 раза

2) увеличилась в 2 раза

3) увеличилась в 12,5 раза

4) уменьшилась в 2 раза

Ответ:

В цилиндре с тонкими, но прочными металлическими стенками, находится воздух. Придерживая цилиндр, поршень медленно поднимают вверх. Какое из приведённых ниже уравнений точнее всего описывает процесс, происходящий при этом с воздухом под поршнем?

Ответ:

В калориметр с холодной водой погрузили медный цилиндр, нагретый до 100 °С. В результате в калориметре установилась температура 30 °С. Если вместо медного цилиндра опустить в калориметр алюминиевый цилиндр такой же массы при температуре 100 °С, то конечная температура в калориметре будет

1) выше 30 °С

2) ниже 30 °С

4) зависеть от отношения массы воды и цилиндров и в данном случае не поддаётся никакой оценке (никакому сравнению)

Ответ:

Какое(-ие) из приведённых утверждений верно(-ы)?

А. При тепловом контакте двух тел, имеющих разную температуру, положительное количество теплоты самопроизвольно не может переходить от тела с меньшей температурой к телу с большей температурой.

Б. Нельзя создать циклический тепловой двигатель, с помощью которого можно энергию, полученную от нагревателя, полностью превратить в механическую работу.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Ответ:

На рисунке изображены два одинаковых электрометра: А и Б, шары которых имеют заряд противоположных знаков. Какими станут показания электрометров, если их шары соединить проволокой?

1) показание электрометра А станет равным 0, а электрометра Б - равным 2

2) показания обоих станут равными 2

3) показания обоих станут равными 0

4) показания обоих станут равными 1

Ответ:

Участок цепи состоит из двух последовательно соединённых цилиндрических проводников, сопротивление первого из которых равно 4R , а второго - 2R . Как изменится общее сопротивление этого участка, если удельное сопротивление первого проводника вдвое уменьшить, а его длину вдвое увеличить?

1) уменьшится вдвое

2) не изменится

3) увеличится вдвое

4) уменьшится вчетверо

Ответ:

Протон p имеет горизонтальную скорость направленную вдоль прямого длинного проводника с током I (см. рисунок). Куда направлена действующая на протон сила Лоренца F ?

1) вертикально вверх в плоскости рисунка

2) вертикально вниз в плоскости рисунка ↓

3) горизонтально влево в плоскости рисунка ←

4) перпендикулярно плоскости рисунка к нам

Ответ:

Какой должна быть индуктивность катушки в контуре (см. рисунок), чтобы при переводе ключа К из положения 1 в положение 2 период собственных электромагнитных колебаний в контуре уменьшился в 3 раза?

Ответ:

На рисунке показан ход светового луча сквозь стеклянную призму, находящуюся в воздухе. Tочка О  - центр окружности.

Показатель преломления стекла n равен отношению длин отрезков

Ответ:

В классическом опыте Юнга по дифракции пучок света, прошедший через узкое отверстие А, освещает отверстия В и С, за которыми на экране возникает интерференционная картина (см. рисунок).

Если уменьшить расстояние l вдвое, то

1) расстояние между интерференционными полосами уменьшится

2) расстояние между интерференционными полосами увеличится

3) интерференционная картина не изменится

4) интерференционная картина сместится по экрану вправо, сохранив свой вид

Ответ:

Модуль импульса фотона в рентгеновском дефектоскопе 2 раза больше модуля импульса фотона в рентгеновском медицинском аппарате. Каково отношение энергии фотона в первом пучке рентгеновских лучей к энергии фотона во втором пучке?

Ответ:

На рисунке приведены спектры поглощения паров натрия, атомарного водорода и атмосферы Солнца.

Об атмосфере Солнца можно утверждать, что в ней

1) не содержится натрия

2) не содержится водорода

3) содержится только натрий и водород

4) содержится и натрий, и водород

Ответ:

Деление ядра урана тепловыми нейтронами описывается реакцией При этом образуется ядро химического элемента Что это за элемент?

Ответ:

Ученик измерял силу тяжести, действующую на груз. Показания динамометра приведены на фотографии. Погрешность измерения равна цене деления динамометра.

В каком случае показания динамометра записаны верно?

1) (1,8 ± 0,2) Н

2) (1,3 ± 0,2) Н

3) (1,4 ± 0,01) Н

4) (1,4 ± 0,1) Н

Ответ:

На рисунке приведены графики зависимости координат от времени для двух тел: А и В, движущихся по прямой, вдоль которой и направлена ось . Выберите верное(-ые) утверждение(-я) о характере движения тел.

А. Тело А движется равноускоренно.

Б. Расстояние между точками встречи тел А и В составляет 15 м.

1) только А

2) только Б

4) ни А, ни Б

Ответ:

Снаряд массой 2 кг, летящий со скоростью 200 м/с, разрывается на два осколка. Первый осколок массой 1 кг летит под углом 90° к первоначальному направлению. Скорость второго осколка 500 м/с. Чему равна скорость первого осколка? Ответ приведите в м/с.

Ответ:

Концентрация молекул в холодных облаках межзвездного газа достигает 1/м а температура составляет 10 К. Оцените давление газа.

Ответ:

В заштрихованной области на рисунке действует однородное магнитное поле Тл. Квадратную проволочную рамку со стороной см перемещают в плоскости рисунка в этом поле поступательно со скоростью м/с. Чему равно сопротивление рамки, если в положении, показанном на рисунке, в рамке возникает индукционный ток силой 1 мА? Ответ приведите в Ом.

Ответ:

В сосуде находится разреженный атомарный водород. Атом водорода в основном состоянии () поглощает фотон и ионизуется. Электрон, вылетевший из атома в результате ионизации, движется вдали от ядра с импульсом Какова энергия поглощенного фотона? Энергией теплового движения атомов водорода пренебречь. Ответ приведите в эВ, округлите до десятых.

Ответ:

Массивный груз, подвешенный к потолку на пружине, совершает вертикальные свободные колебания. Пружина всё время остаётся растянутой. Как ведёт себя потенциальная энергия пружины, кинетическая энергия груза, его потенциальная энергия в поле тяжести, когда груз движется вниз к положению равновесия?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Ответ:

Протон в однородном магнитном поле движется по окружности. Чтобы в этом поле двигалась по окружности с той же скоростью –частица, радиус её орбиты, её энергия и модуль силы Лоренца по сравнению с протоном должны:

1) увеличиться

2) уменьшиться

3) не измениться

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

В начальный момент в сосуде под лёгким поршнем находится только жидкий эфир. На рисунке показан график зависимости температуры t эфира от времени его нагревания и последующего охлаждения. Установите соответствие между процессами, происходящими с эфиром, и участками графика.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОЦЕССЫ УЧАСТКИ ГРАФИКА

А) Кипение эфира

Б) Конденсация эфира

A Б

Ответ:

Тело, брошенное с горизонтальной поверхности со скоростью под углом к горизонту, через некоторое время t падает на расстоянии S от точки броска. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) Время полёта t

Тренировочный вариант №3

ЕГЭ по ФИЗИКЕ

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий.

Часть 1 содержит 25 заданий (А1–А25). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 4 задания (В1–В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.

Часть 3 состоит из 6 задач (С1–С6), для которых требуется дать развернутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наимено-вание

Обозначе-ние

Множи-тель

Наимено-вание

Обозначе-ние

Множи-тель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2

универсальная газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

постоянная Больцмана

k = 1,38·10–23 Дж/К

постоянная Авогадро

N А = 6·1023 моль–1

с = 3·108 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = = 9·109 Н·м2/Кл2

модуль заряда электрона (элементарный

электрический заряд)

e = 1,6·10–19 Кл

постоянная Планка

h = 6,6·10–34 Дж·с

Соотношение между различными единицами

температура

0 К = – 273°С

атомная единица массы

1 а. е.м. = 1,66×10–27 кг

1 атомная единица массы эквивалентна

1 электронвольт

1 эВ = 1,6×10–19 Дж

Масса частиц

электрона

9,1×10–31кг » 5,5×10–4 а. е.м.

1,673×10–27 кг » 1,007 а. е.м.

нейтрона

1,675×10–27 кг » 1,008 а. е.м.

Плотность

подсолнечного масла

древесины (сосна)

керосина

Удельная теплоемкость

алюминия

Удельная теплота

парообразования воды

2,3×10 6 Дж/кг

плавления свинца

2,5×10 4 Дж/кг

плавления льда

3,3×10 5 Дж/кг

Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0°С

Молярная ма c са

кислорода

молибдена

углекислого газа

Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А25) поставьте знак « ´ » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1

На рисунке справа приведен график зависимости проекции скорости тела, движущегося вдоль оси Ох от времени.

График зависимости от времени ускорения этого тела ах в интервале времени от 10 до 15 с совпадает с графиком

А2

Земля притягивает к себе висящую на крыше сосульку c силой 10 Н. С какой силой это сосулька притягивает к себе Землю?

А3

Масса Юпитера в 318 раз больше массы Земли, радиус орбиты Юпитера в 5,2 раза больше радиуса орбиты Земли. Во сколько раз сила притяжения Юпитера к Солнцу больше силы притяжения Земли к Солнцу? (Считать орбиты Юпитера и Земли окружностями.)

в 1653 раза

А4

Тело движется по прямой в одном направлении под действием постоянной силы, равной по модулю 8 Н. Импульс тела изменился на 40 кг×м/с. Сколько времени потребовалось для этого?

А5

Две пружины имеют одинаковую жесткость. Первая из них растянута на
4 см. Потенциальная энергия второй пружины в 2 раза меньше, чем у первой. Вторая пружина

сжата на 2 см

сжата на см

растянута на 0,5 см

растянута на 4 см

А6

Скорость тела, совершающего гармонические колебания, меняется с течением времени по закону u (t ) = 3×10–2 sin2pt , где все величины выражены в СИ. Амплитуда колебаний скорости равна

А7

Массивный брусок движется поступательно по горизонтальной плоскости под действием постоянной силы, направленной под углом α = 30° к горизонту (см. рисунок). Модуль этой силы F = 12 Н. Коэффициент трения между бруском и плоскостью μ = 0,2. Модуль силы трения, действующей на брусок, F тр = 2,8 Н. Чему равна масса бруска?

А8

Какое утверждение справедливо для кристаллических тел?

В процессе плавления температура тела изменяется

Атомы кристалла расположены упорядоченно

В расположении атомов кристалла отсутствует порядок

Атомы свободно перемещаются в пределах кристалла

А9

Какому процессу в идеальном газе соответствует график на рисунке, если масса газа не меняется?

Изобарному

Изотермическому

Изохорному

Адиабатному

А10

Твердое тело нагревают. На рисунке приведен график зависимости температуры тела от переданного ему количества теплоты. Масса тела 2 кг. Удельная теплоемкость вещества в этом процессе равна

250 Дж/(кг×К)

375 Дж/(кг×К)

500 Дж/(кг×К)

600 Дж/(кг×К)

А11

Газ совершил работу 10 Дж и получил количество теплоты 6 Дж. Внутренняя энергия газа

увеличилась на 16 Дж

уменьшилась на 16 Дж

увеличилась на 4 Дж

уменьшилась на 4 Дж

А12

Из сосуда начали выпускать сжатый воздух, одновременно охлаждая сосуд. В конце опыта абсолютная температура воздуха снизилась в 2 раза, а его давление уменьшилось в 3 раза. Масса воздуха в сосуде уменьшилась в

А13

Если расстояние между двумя точечными зарядами увеличить в 3 раза и каждый заряд увеличить в 3 раза, то сила их взаимодействия

уменьшится в 4 раза

уменьшится в 2 раза

не изменится

увеличится в 2 раза

А14

На фотографии – электрическая цепь. Показания вольтметра даны в вольтах.

Чему будут равны показания вольтметра, если его подключить параллельно резистору 2 Ом? Вольтметр считать идеальным.

А15

Прямолинейный проводник длиной L , по которому течет ток I , помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции . Как изменится сила Ампера, действующая на проводник, если его длина будет в 2 раза больше, индукция магнитного поля уменьшится в 4 раза, а сила тока в проводнике останется прежней?

уменьшится в 2 раза

увеличится в 2 раза

уменьшится в 4 раз

не изменится

А16

Плоская электромагнитная волна распространяется вдоль оси O х в положительном направлении. Какова разность фаз колебаний напряженности электрического поля в начале координат и в точке М с координатами

х = 3 м, у = 2 м, z = 1 м, если длина волны равна 4 м?

А17

Где находится изображение точки S (см. рисунок), создаваемое собирающей линзой с фокусным расстоянием F ?

на бесконечно большом расстоянии от линзы

А18

В инерциальной системе отсчета свет от неподвижного источника распространяется со скоростью c (см. рисунок). Если и зеркало движутся навстречу друг другу с одинаковыми по модулю скоростями u , то скорость отраженного света в инерциальной системе отсчета, связанной с источником, равна

c – 2u

c + 2u

А19

В электрической цепи, изображенной на рисунке, вольтметр, подсоединенный к резистору R 1, показывает напряжение U = 2 В. ЭДС источника тока 5 В, а сопротивления резисторов R 1 = R 2 = 2 Ом. Каково внутреннее сопротивление источника тока?

А20

Частоты света от двух источников связаны соотношением n2 = 3n1. Отношение энергий фотонов , испускаемых этими источниками, равно

А21

Ядро криптона содержит

72 протона, 36 нейтронов

108 протонов, 36 нейтронов

72 протона, 108 нейтронов

36 протонов, 36 нейтронов

А22

Радиоактивный свинец , испытав один a-распад и два b-распада, превратился в изотоп

А23

Один из способов измерения постоянной Планка основан на определении максимальной кинетической энергии фотоэлектронов с помощью измерения напряжения, задерживающего их. В таблице представлены результаты одного из первых таких опытов.

Задерживающее напряжение U, В

Частота света n, 1014 Гц

Постоянная Планка по результатам этого эксперимента равна

6,6×10–34 Дж×с

6,3×10–34 Дж×с

6,0×10–34 Дж×с

5,7×10–34 Дж×с

А24

Заряды обкладок плоского конденсатора, емкость которого С , равны q и
q . Какую из приведенных ниже величин можно определить по этим данным?

площадь обкладок

напряжение между обкладками

расстояние между обкладками

напряженность электрического поля между обкладками

А25

Ученик предположил, что для сплошных тел из одного и того же вещества их масса прямо пропорциональна их объему. Для проверки этой гипотезы он взял бруски разных размеров из разных веществ. Результаты измерения объема брусков и их массы ученик отметил точками на координатной плоскости {V , m }, как показано на рисунке. Погрешности измерения объема и массы равны соответственно 1 см3 и 1 г. Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?

Условия проведения эксперимента не соответствуют выдвинутой гипотезе.

С учетом погрешности измерений эксперимент подтвердил правильность гипотезы.

Погрешности измерений столь велики, что не позволили проверить гипотезу.

Эксперимент не подтвердил гипотезу.

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1

Камень уронили с крыши. Как меняются по мере падения камня модуль его ускорения, потенциальная энергия в поле тяжести и модуль импульса? Сопротивление воздуха не учитывать.

увеличивается

уменьшается

не меняется

Модуль ускорения камня

Потенциальная энергия камня

Модуль импульса

В2

Идеальный одноатомный газ в теплоизолированном сосуде с поршнем переходит из состояния 1 в состояние 2 (см. диаграмму). Масса газа не меняется. Как меняются в ходе указанного на диаграмме процесса давление газа, его температура и внутренняя энергия?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

увеличивается

уменьшается

не меняется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Давление

Температура

Внутренняя энергия

В3

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать (λ – длина волны фотона, h – постоянная Планка, с – скорость света в вакууме). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу

физическИЕ величинЫ

Импульс фотона

Энергия фотона

h с/λ

В4

Два резистора подключены к источнику тока с ЭДС и внутренним сопротивлением r (см. рисунок). Напряжение на первом резисторе равно U 1 , а на втором резисторе равно U 2 . Чему равны сопротивления первого и второго резисторов?

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

Сопротивление резистора R1

Сопротивление резистора R2

Часть 3

Задания С1–С6 представляют собой задачи, полное решение которых необходимо записать в бланке ответов № 2. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С1

Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.

С2

С3

С4

Электрон влетает в плоский конденсатор со скоростью u 0 (u 0 << с ), параллельно пластинам (см. рисунок), расстояние между которыми d . На какой угол отклонится при вылете из конденсатора вектор скорости электрона от первоначального направления, если конденсатор заряжен до разности потенциалов Dj? Длина пластин L (L >> d ).

С5

I = В

С6

Е

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике

Вариант 3

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В4 правильно указана последовательность цифр.

За полный правильный ответ ставится 2 балла, 1 балл – допущена одна ошибка; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

Часть 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Решения заданий С1–С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.

На рисунке показана принципиальная схема электрической цепи, состоящей из источника тока с отличным от нуля внутренним сопротивлением, резисторов и измерительных приборов. Укажите, как изменятся показания вольтметра при замыкании ключа. Используя законы постоянного тока, проанализируйте эту схему и обоснуйте свой ответ.

Образец возможного ответа (рисунок не обязателен)

1. При замыкании ключа показания вольтметра уменьшатся.

2. При разомкнутом ключе, согласно закону Ома для участка цепи, напряжение на внешнем участке цепи , где I – сила тока в цепи, а – общее сопротивление внешнего участка электрической цепи. Согласно закону Ома для полной цепи:

Отсюда и, следовательно,

3. При замыкании ключа резистор R 1 оказывается накоротко замкнутым. В результате сопротивление этого участка становится равным нулю. Следовательно, общее сопротивление цепи уменьшается.

4. Соответственно, согласно закону Ома для полной цепи, сила тока в цепи возрастает, а значит, возрастет значение произведения Ir в формуле . Таким образом, поскольку значение ЭДС постоянно, при замыкании ключа напряжение на внешнем участке цепи уменьшится, а значит, уменьшатся показания вольтметра.

Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае – п.1), и полное верное объяснение (в данном случае – п.2-4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае – закон Ома для участка цепи и полной цепи, равенство нулю сопротивления участка цепи при замыкании ключа ).

Дан верный ответ и приведено обоснование, но имеется один из следующих недостатков:

– в объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы;

– рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты;

– указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного ответа.

Одному из следующих случаев:

– приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ;

– приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан;

– представлен только правильный ответ без обоснований.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным

критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0

С2

Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом m = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится в 2 раза?

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Пусть m – масса куска пластилина, M – масса бруска, u0 – начальная скорость бруска с пластилином после взаимодействия.

Согласно закону сохранения импульса: Mvбр – mvпл = (M + m)u0.

Так как M = 4m и vбр = vпл, то 4mvпл – mvпл = 5mu0,

4mvпл – 3mvпл = 15mu0 и u0 = vпл.

По условию конечная скорость бруска с пластилином u = 0,5 u0.

По закону сохранения и изменения механической энергии:

M(M + m)gS, и получаем:

= + 5mmgS, ×vпл2 – ×vпл2 = mgS и

S = × = » 0,22 (м).

Ответ: S = 0,22 м.

Критерии оценки выполнения задания

закон сохранения импульса, закон сохранения, механической энергии, связь работы с изменением энергии );

один из следующих недостатков:

В необходимых

-

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

применение которых необходимо

10 моль одноатомного идеального газа сначала охладили, уменьшив давление в 3 раза, а затем нагрели до первоначальной температуры 300 К (см. рисунок). Какое количество теплоты получил газ на участке 2 - 3?

Образец возможного решения

Первый закон термодинамики в процессе 2-3:

и, в частности,

Процесс 2-3 - изобарный.

Работа газа при можно записать в виде: .
С учётом уравнения Менделеева-Клапейрона можем записать: .

Следовательно, формула расчета количества теплоты: .

По условию задачи , следовательно,

Для состояний 1 и 2 можно записать: . Учитывая условие , можем записать: и, соответственно,

Таким образом,

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – I Начало Термодинамики, уравнение Менделеева-Клапейрона, формула для расчёта внутренней энергии идеального газа, формула расчёта работы идеального газа );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ; при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

– в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка;

– необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены;

– не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде;

– решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

– представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа;

– в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи;

– в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

3) В момент вылета из конденсатора , поэтому t = .

По второму закону Ньютона , так как F = eE .

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – уравнения кинематики , второй закон Ньютона, связь напряженности поля с разностью потенциалов );

2) проведены необходимые математические преобразования, приводящие к правильному ответу, и представлен ответ.

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

В необходимых математических преобразованиях допущена ошибка.

Необходимые математические преобразования логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

- Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный ответ в общем виде.

Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Горизонтальный проводящий стержень прямоугольного сечения поступательно движется с ускорением вверх по гладкой наклонной плоскости в вертикальном однородном магнитном поле (см. рисунок). По стержню протекает ток I = 4А. Угол наклона плоскости α = 30°. Отношение массы стержня к его длине = 0,1 кг/м. Модуль индукции магнитного поля В = 0,2 Тл. Определите ускорение, с которым движется стержень.

Образец возможного решения

1) На рисунке показаны силы, действующие на стержень с током:

– сила тяжести m g , направленная вертикально вниз;

– сила реакции опоры N , направленная перпендикулярно к наклонной плоскости;

– сила Ампера F A, направленная горизонтально вправо, что вытекает из условия задачи.

2) Модуль силы Ампера F A = IBL , (1)

где L – длина стержня.

3) Систему отсчета, связанную с наклонной плоскостью, считаем инерциальной. Для решения задачи достаточно записать второй закон Ньютона в проекциях на ось x (см. рисунок): max = – m gsinα + IBL cosα, (2) где m – масса стержня.

Отсюда находим ax = - gsinα .+ IBLcosα / m (3)

Ответ: a ≈ 1,9 м /с2 .

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - выражение для силы Ампера и второй закон Ньютона );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

- Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.

Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Фотон с длиной волны, соответствующей красной границе фотоэффекта, выбивает электрон из металлической пластинки (катода) сосуда, из которого откачан воздух. Электрон разгоняется однородным электрическим полем напряженностью Е = 5·104 В/м. Какой путь пролетел в этом электрическом поле электрон, если он приобрел скорость = 3·106 м/с. Релятивистские эффекты не учитывать.

Образец возможного решения

Начальная скорость вылетевшего электрона . Формула, связывающая изменение кинетической энергии частицы с работой силы со стороны электрического поля:

Работа силы связана с напряженностью поля и пройденным путем:

Отсюда 2 = , S=m 2 /2eE

Ответ: S ≈ 5·10–4 м

Критерии оценки выполнения задания

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении - уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, формулы для изменения кинетической энергии частицы и для работы силы электрического поля );

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:

В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.

- Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.

Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

Загрузка...