domvpavlino.ru

Уважительные отношения в общении с разными людьми. Тренинговое занятие

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

  1. Что произошло в данной ситуации
  2. Где произошёл конфликт?
  3. С кем?
  4. Из-за чего?
  5. Чего добивались оппоненты?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
  4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция - ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромисс.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

  • А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
  • Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
  • В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
  • Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
  • Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду - это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

ГБОУ СПО РХ «Техникум профессиональных

технологий, торговли и сервиса»

г. Черногорск

педагог-психолог: Ворошилова Анна Сергеевна

Тренинг «Уважение человека как важнейшая ценность культуры общения»

Цель: формирование ценностей общения через уважение к окружающим

Задачи:

1. Развивать представление об уважении и самоуважении.

2. Повышать социально-психологическую компетентность участников.

3.Формировать активную социальную позицию участников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, карточки с названиями позитивных качеств, «звезды», зеркало, мультимедийный проектор, доска.

Вступительное слово:

Притча об уважении

«Однажды наставник Пути сказал своим ученикам:

Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения.

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики учеников Шоу продолжают следовать этим советам.

Не в этом ли сила мудрого слова?»

Уважение к окружающим – сущность культуры поведения человека!

«Воспитанные люди, по моему мнению, – писал А. П. Чехов, – должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам, они душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
3. Они уважают чужую собственность.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
5. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать к себе сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ или вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты как знакомство со знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на 100 рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.


Ход занятия:

Упражнение «Я горжусь».

Необходимые материалы: не требуются.

Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».

Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).

Упражнение «Звезда самоуважения».

Необходимые материалы: карточки с названиями позитивных качеств, «звезды», мультимедийный проектор, доска.

Каждой группе выдается набор карточек со следующими названиями качеств: активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать, тру­долюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать. Группа выбирает пять качеств, которые, по их мнению, важны для самоуважения. Затем представитель группы выходит к доске и прикрепляет на лучики своей звезды выбранные качества. Ведется обсуждение.

Упражнение «Волшебное зеркало».

Необходимые материалы: зеркало.

Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Упражнение «За что я уважаю…»

Необходимые материалы: не требуются.

Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

Ведущий говорит подросткам, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника. Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участника тренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.

Упражнение «Портрет»

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Ведущий просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем, присутствуют ли они в них самих. Можно нарисовать портрет сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Упражнение «Подумай»

Необходимые материалы: не требуются.

Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).


Рефлексия

Вывод : По – настоящему культурный человек не будет избирательно вежлив по отношению лишь к некоторым – к тем людям, от которых он зависит или кто занимает более высокий пост: он в равной мере внимателен ко всем. Он одинаково обходителен и любезен с окружающими и не позволит себе грубости, пошлости, бестактности по отношению к любому человеку.

Цели: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.

Воспитание толе­рантности, уважительного отношения к окружающим людям

Материалы: презентация к занятию, эпизод рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» по ролям. Роли исполняют мама и сын (или фрагмент к/ф «Ты есть» реж. Вл. Макеранец).

А) мел, мяч

Б) бланки для заполнения (на каждый стол по одному), лист А4 (в форме цветка) на каждого

В) смайлики по количеству участников (по 6 красных, желтых, оранжевых, зеленых)

Г) на доске рефлексия.

Д) карточки с надписями (мама; друг; младший брат, сестра; старший брат, сестра; учитель; директор школы; классный руководитель; бабушка, дедушка)

Ход занятия

Столы (4 стола, по 6 стульев) расставлены по кругу, соединены по 2.

Учащиеся встают в круг.

I. Ритуал приветствия.

Разминка.

1. Упражнение «Чем мы похожи»

Мы с вами встали в круг, так как круг это символ открытости, чистоты намерений, сплоченности. А чтобы быть сплоченными ответьте мне на вопрос: мы с вами одинаковые или нет?

Оказывается, мы очень похожи, и не только внешне, но и по характеру. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и говорить, чем похожи. Игра начинается.

2. На столе лежат смайлики. Каждый учащийся должен взять 1 понравившийся смайлик (они разные по цвету) и сесть в ту команду, где на столе лежит какой смайлик.

Правила поведения в группе

§ Доверительный, доброжелательный стиль общения;

§ Необходимо слушать друг друга (говорим по одному);

§ Недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что сказал…, Я считаю, что …. не работал на занятии…»;

§ Активное участие во всех упражнениях;

II . Основная часть.

1. Мотивационный блок.

1. Учащимся зачитывается воспоминание Василий Александрович Сухомлинского: «Я никогда не испытывал разочарование в людях потому, что всегда в них искал такие черты, которые вызывают уваже­ние. При этом я всегда находил повод для уважения человека больше, чем ожидал вначале».

О чем идет речь в высказывании?

А когда возникает уважение, когда мы молчим или говорим?

А уважение к кому? К близким людям? (к разным людям)

Поэтому тема занятия «Уважительные отношения в общении с разными людьми».

2. Мозговой штурм «Уважение»

Вопросы учащимся:

Как вы понимаете уважение?

В каких случаях можно сказать, что этот человек вызывает уважение?

Какими качествами должны обладать люди достойные уважения?

3. Просмотр фрагмента кинофильма «Ты есть» реж. Вл. Макеранец

Беседа по фрагменту фильма.

Что здесь произошло?

Какие качества демонстрирует сын? (эгоизм, высокомерие, малодушие)

Мы видим ли здесь уважение? Почему нет?

Какая ключевая фраза была произнесена сыном, говорящая о неуважении? (Ты бы все испортила)

4. Работа в группах. На столах лежат бланки, в которых написаны фразы, эти фразы нужно закончить.

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

5. Обсуждение по группам. Почему именно так.

Подведение итогов.

3. Информационный блок.

Уважение - это такое отношение к людям, при котором мы ценим че­ловека, несмотря на его недостатки. Даже, если человек не согласен с на­шим мнением, это не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку, даже в слу­чае совершения им ошибок.

Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего, его положительные качества. Именно когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, его одежда, поведение. Однако, есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

Первое - это терпимость.

Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспо­койству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности, к че­ловеческой боли и страданиям.

Второе - это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

Третье - размышление о том, как к нам относится человек , уважение к которому нам так тяжело проявить.

4. Игровой блок. Игра «Цветок-уважения».

Каждый ученик пишет на сердцевине свое имя и передает другому, который на лепестке пишем, за что уважаешь этого человека и лепесток загибает. В конце человек получает «Цветок» уважение.

Учащиеся анализируют каждую игру, начиная свой ответ следующими предложениями:

1. Мне было легко, потому что...

2. Мне было трудно, потому что...

3. Убедительнее всех был..., потому что...

Игра «Телефонный разговор».

По желанию ребята приглашаются к воображаемому теле­фону. Прежде чем они начнут говорить, им необходимо из вол­шебной телефонной книги вытянуть номер телефона, по кото­рому нужно позвонить.

На карточке написаны не номера телефонов, а имена людей, которым нужно срочно позвонить. Остальные учащиеся не зна­ют, кому будет звонить ученик. Ученик не произносит ничего вслух. Ему разрешается жестикулировать, сидеть, ходить. Зада­ча остальных - догадаться по жестам, мимике, поведению, кому звонит ученик.

Предполагаемое телефонное сообщение:

Мама;

Друг;

Младший брат, сестра;

Старший брат, сестра;

Учитель;

Директор школы;

Классный руководитель;

Бабушка, дедушка.

Упражнение «Узкий мост»

На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором (не очень широком, почти узком) расстоянии друг от друга. Это будет «мост». Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста. Для этого участники игры-упражнения должны суметь договориться, как и каким способом, они будут это делать (с применением силы, уговоров, слез и т.п).

Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Группа наблюдает за тем, как каждый из участников будет пытаться решить поставленную задачу - сможет ли вежливо убедить другого в необходимости уступить место или столкнет. Обсуждается эффективность действий каждого из участников.

5. Информационный блок.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам не­приятны и не вызывают у нас симпатии. Однако, такое общение не толь­ко неизбежно, но оно может быть плодотворным и полезным.

Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся пре­зидент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.

В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, реши­тельным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать свое, негативное от­ношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и, неожиданно для всех, пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он су­мел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его ад­министрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние ми­нуты своей жизни, когда он был смертельно ранен.

Какие способы уважения воспитал в себе Авраам Линкольн? (терпение, находился на одной волне со свои оппонентом, думал, что о нем думают другие)

Какой мы сделает вывод?

Вывод. Нет такого человека, в котором нельзя было бы найти точек сопри­косновения с нами. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаемся.

Рефлексия занятия.

Поместить свой смайлик на доску, где фотографии природы:

· Если бушующее море – Это значит, занятие вызвало массу чувств эмоций, вы по-другому стали относится к людях.

· Если вы поставите на водопад, вы это знали, но не всегда применяли, но теперь вы полученные знания будете использовать в общении с людьми

· Если поставите на тихое, спокойное море, значит вам это все известно, но у вас имеется своя точка зрения и вы ее не поменяете.

Мама

Друг

младший брат, сестра

старший брат, сестра

учитель

директор школы

классный руководитель

бабушка, дедушка

Я уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

В.А. Василенко, МБОУ "Томаровская СОШ №1", Яковлевский район, Белгородская область

Цель:

формирование у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к людям;

познание себя.

Задача:

Развивать умение уважать других;

Формировать способность к выражению своих чувств;

Формировать адекватную самооценку;

Развивать умение вести беседу, положительно влиять на других людей.

Упражнение «Правила группы»

Цель: актуализация правил групповой работы. Ведущий предлагает вспомнить правила работы в группе.

Упражнение «Доброта»

Цель: определить и выяснить сущность понятия «доброта» и «хороший поступок».

Участники пишут, как они понимают понятие «доброта».

Ведущий предлагает детям вспомнить и рассказать о своих хороших поступках. После этого каждый высказывается. Ведущий помогает сделать общий вывод.

Доброта:

Это помощь ближним;

Уважение к другим;

Способность к состраданию;

Умение прощать.

А сейчас мы перейдем к упражнению, которое называется «Я тебя прощаю».

Упражнение «Я тебя прощаю»

Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать

высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Что было самым трудным?

Упражнение «Почтенный стул»

Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

Упражнение «Пословицы»

Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

Как вы понимаете такие утверждения?

Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

Берись дружно - не будет трудно.

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

Ведущий предлагает обсудить пословицы.

Упражнение «Ситуации»

Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

Карточка 1. Друг заболел;

Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

Карта 4. Кто-то позвонил;

Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

Карточку 10. Друг толкнул тебя;

Карточку 11. Ты заходишь в класс;

Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

Карточку 14. Сосед тебя обидел;

Карточку 15. Ты утешаешь друга.

Притча Долина и песок.

Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала...

Обсуждение:

Как вы думаете, что сказала девочка?

Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

Загрузка...