domvpavlino.ru

Верить или нет гаданию цыганки? Магия цыганских ворожей

Если уж и гадать, то исключительно у цыган!

Современные цыгане ведут уже вполне оседлую жизнь и пользуются, как и все мы, благами цивилизации. Тем не менее они умудрились сохранить свою самобытность, свои традиции, свои обряды и ритуалы. Даже скептики не склонны к безоговорочному отрицанию того, что гадания частенько сбываются. Конечно, речь не о «промыслах» городских цыганок, снующих по рынкам и вокзалам и жаждущих наживы. Их «цыганские гадания» - результат знания психологии и умения заглянуть в душу стоящего напротив человека. Отдельные «личности» ради легкого обогащения и гипнозом берут… Настоящие цыганские гадания уходят своими корнями в глубины прошедших столетий. Владение этим мастерством по обычаю принадлежит женщинам, чистокровным цыганкам, получившим тайное магическое мастерство по наследству от матерей, бабушек и прабабушек. Нередко потомственные гадалки, приоткрыв завесу будущего, отказываются от денег, а порой даже не соглашаются на уговоры погадать.

Позолоти ручку!

Чаще всего в гаданиях используются карты. Но цыганки могут предсказать будущее по воску, бобам и по руке. Кстати, гадания по руке (на любовь, например) у людей пользуются особым интересом. По руке действительно можно «прочесть» книгу здоровья человека, характер, сферу деятельности и даже профессию. Жизнь накладывает на руки свои отпечатки, и люди, обладающие определенными знаниями, способны эти отпечатки считывать. Всем известно, что стопа имеет множество точек, отвечающих за здоровье каждого органа. Медицина это доказала. То же можно сказать об ушных раковинах и руке. Каждая точка, каждая линия несет в себе информацию, которую можно расшифровать, имея определенный ключик. Даже если смотреть на гадания по руке глазами скептика, с этим не согласиться просто невозможно. Так насколько же правдиво гадание по руке? Линия детей, линия жизни, линия головы, линия сердца… Откуда взялись эти знания? Можно ли доверять им?

Немного истории

Хиромантия практиковалась в Китае, Персии, Индии, Египте, Риме, Тибете. Но наиболее значительными познаниями человечество обязано древним грекам, считающим хиромантию точной наукой, достойной глубокого и серьезного изучения. Самые ранние сведения о ней обнаружены были в индийских писаниях, датируемых 2000 г. до н.э. Есть упоминания о хиромантии и в трудах Аристотеля 384 г. до нашей эры: «Начертания линий руки человеческой происходят по божественному влиянию и по человеческой индивидуальности». Искусство чтения по руке преподавалось в Галле и Лейпциге (Германия, XVII), в одночасье объявлено было колдовством в Англии и преследовалось по закону. Остается догадываться, что стало причиной жесткого преследования. Возможно, это был страх перед возможностью заглянуть в будущее. Этого мы уже не узнаем. Однако можно предположить, что цыганские гадания берут исток еще с тех самых времен, ведь кочуя практически по всему миру, цыгане вполне могли перенять опыт практикующих тогда хиромантов и донести накопленные веками знания до сегодняшних времен. Говорят, что иногда предсказания сбываются в точности. Верить или не верить в цыганские гадания - решать вам...

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)


«Позолоти ручку и я скажу, что у тебя на сердце»

Цыгане – загадочный и древний кочевой народ. Они – эмоциональны, талантливы, чувственны, непосредственны и деятельны. А мы – более инертны, рассудочны, зажаты, нерешительны и окружены условностями. Наша мораль социальна и предвзята, их мораль – прямолинейна и проста. Мы считаем их коварными, лживыми, корыстными, а они нас – слабыми, жестокими, самоуверенными и медленно соображающими. Нам кажется театральной их одежда и манера поведения, а им кажется бессмысленным цирком вся наша жизнь с ее условностями и укладом.

Мы хотим их не замечать, однако говорим со снобизмом, что их культура самобытна, а их искусство услаждает наши эстетические чувства, и признаем, что они могут быть «при нас» в числе комедиантов и скоморохов.

А они пользуются нами так же, как мы – ими. Это скрытое противодействие цивилизованный человек должен поставит в упрек себе, а не им. Где их место? А вообще, кто сказал, что мы должны его им выбрать? В общем – цыгане не лезут в наш уклад, и не дают нам советов. Они живут рядом с нами и не хотят, чтобы им мешали. Кто-то работает, кто-то промышляет как умеет – а не цыгане – не воруют, не торгуют наркотиками, не создают проблем?

В общем и целом, цыгане и цыганский гипноз длительно и пристально изучались специалистами. Эриксон, и другие, о которых будет упомянуто в этой книге, весьма многое почерпнули у этих детей природы для того, чтобы создать целое научное направление. Представьте – светила черпают знания у цыган! Но и в этих исследованиях есть белые пятна и неясности. Вопросов все же гораздо больше, чем ответов. Но, несомненно следующее:

То, как действует это отточенное веками и поколениями цыган умение манипулировать сознанием – это яркая иллюстрация способностей и возможностей человека.

Эти возможности – реальные и действительные, а также опасные на сегодняшний день для тех, кто их игнорирует.

Нами манипулируют не только цыгане.

Влияние людей друг на друга выходит далеко за рамки приемов НЛП.

Настало время обратить внимание на все информационные воздействия, и научиться не зависеть от них, пока мы все не превратились в стадо, и не потеряли свою свободную волю.

Ничто не стоит на месте, а исследования такой области, как власть над человеческим сознанием – особенно. Но знать – мало. Нужно почувствовать, ощутить, что в жизни есть эта сфера, и каждый имеет право ориентироваться в ней. Тогда не нужно будет пытаться понять разумом то, что понимается не только логически, и не нужно будет принимать на веру суеверия-клише. Тогда будет понятно, что такое гадания, сны, сила слова, взгляда, мысли.

Нужно сказать, что все мы чувствуем других людей. И люди чувствуют нас. У цыган, вечно кочевого народа, инструменты, которые их защищали и давали преимущества – оказались отточенными и развитыми.

То, что большинство исследователей игнорирует, на самом деле как раз заслуживает внимания не менее, а даже более, чем цыганская наблюдательность и знание человеческой природы. Это звук и слово цыганской речи. Цыганский язык только кажется примитивным. Скорее, он универсален и гибок. И если нейролингвистическое программирование признает волновое воздействие звука и слова даже таких, в общем, не самых богатых языков, как американский английский и немецкий, то как же действует мелодичный, хотя и непонятный, цыганский язык, который является прямым потомком санскрита – языка, на основе которого создана Каббала?

А самый главный вопрос, который задает себе каждый, кто на себе испробовал этот «обычный» цыганский гипноз – можно ли ему противостоять, и как этому научиться. И можно ли научиться такому гипнозу? Или для этого нужен талант?

Не на все вопросы можно ответить прямо и однозначно, но сегодня уже можно сделать некоторые выводы и предположения. Все, что мы знаем, мы изложим в книге. Возможно, кое-что не понравится читателю, да и не на все вопросы можно дать полный и однозначный ответ, но, как говорят учебники по гипнозу, есть правило:

Если человек понимает механизм воздействия на свою психику, он уже в значительной мере защищен от такого несанкционированного воздействия. Для людей с ясным умом и стабильной психикой иногда достаточно одного понимания того, что воздействие возможно.


«Наклонность женщины к блуду узнается по подъятию век ея»

Устойчивый авторитет цыганских гадалок держится на вере в то, что они наделены даром предвидения, даром, наличие которого косвенно подтверждается верными замечаниями, касающимися нашей текущей жизни. Когда такие попадания в наши проблемы цыганке удались и мы проникаемся уважением или удивлением прозорливости гадалки, она, попросив еще раз позолотить ручки, говорит о будущем. Такова общая схема сеанса гадания. Совершенно очевидно, что наиболее ответственна и важна первая часть, в которой цыганка вкрадчиво сообщает, что у нас «на сердце». Ошибись гадалка в прелюдии – не видать ей хорошего заработка. И надо признать, что ошибок чаще всего они не допускают. В чем секрет из прозорливости, да и в прозорливости ли дело?

Уже отмечалось, что гадалок отличает чрезвычайная наблюдательность. Из их поля зрения не выпадает ни одна деталь нашего платья, ни одно движение. Несомненно, очень многое постороннему взгляду говорит наше лицо, возраст, настроение, место и время, где гадалка «тормознула» клиента. А что касается наших проблем, так это только мы думаем, что они какие-то особенные, исключительные, а гадалка точно знает, что достаточно пальцев одной руки для перечисления возможных забот каждого. Наша склонность к преувеличению всего, что касается лично нас, достойна улыбки. Посмотрим, к примеру, на ту, которую мы называем единственной в мире. Увы, «единственная» быстрее сего окажется нашей соседкой, однокурсницей либо сослуживицей. Но вернемся к цыганам.

«Она предсказывала будущее. Эту английскую цыганку звали мадам Торни. Она крепко держана мою правую руку. Я ожидал, что она будет изучать мою ладонь, вместо этого она наблюдала мое лицо. «Вы что-то пишите, – сказала тотчас мадам Торни. – Возможно книгу. И еще вы готовитесь к путешествию». Я изучал гадалку с недоумением и уважением, ее захватывающие глаза под тяжелыми веками и ее мягкие черты лица, которое предполагало драгоценности в ному и сари. Я никогда до этого не встречал мадам Торни, так же, как и она меня. Я сидел в ее повозке – один из сотен американцев, попавших на скачки трехлеток в Эпсоме (ежегодный день скачек в Англии). Только, в отличие от большинства, я приехал не из-за лошадей, а чтобы увидеть цыганку, подобную мадам Торни. «Да, очень долгое путешествие, – сказала она. – Куда вы собираетесь?» Я уклонился от ответа. Как я мог рассказать ей о моем плане? В скором времени я должен буду пересечь Английский канал, и на пути в Индию со мной будут английские цыгане, муж и жена, которых мадам Торни, возможно, знает. Мы разработали план. Мы отправимся, как только будет необходимо. Мы посетим других цыган на своем пути – осевших, кочующих, огненных танцоров, гадалок, скрипачей, меников. В тот самый день в Лондоне я приготовил пояс для денег, так как я ожила встретить цыган-воров. «Я могу сказать больше за пять фунтов стерлингов. У вас есть вопросы?» – спросила она. У меня абсолютно не было вопросов стоимостью в пять фунтов. «Сколько вы можете дать? – спросила она. – Это должно даваться добровольно, вы знаете, иначе деньги не принесут мне добра». Добровольно я мог дать один фунт. Тогда мадам Торни вытащила хрустальный шар из кармана своего фартука. Шар был маленьким – чуть больше грецкого ореха. Она нежно погладила его, затем совсем забыла о нем, продолжая смотреть на меня своими прекрасными черными глазами. «Сейчас выработаете, – начала она. – Будьте осторожны, избегайте того, что могут писать или говорить другие. Пишите только то, что вы чувствуете сами». С этими словами мадам Торни легко заработала свой фунт стерлингов».

Американский писатель Барт Макдоуэл, чей рассказ о знакомстве с цыганской мадам Торни цитировался, не скрыл своего восхищения мастерством гадалки. Цыганка попала в самую точку: американца ожидала дальняя дорога, к тому же он оказался пишущим человеком, что осторожно предположила мадам Торни: «Вы что-то пишите. Возможно книгу». Блестящий результат! Сколько столь же прозорливых высказываний слетело с уст смуглолицых предсказательниц судеб в разных уголках мира в разные времена и сколько еще прозвучит? И сколь раз изумление точностью попаданий слов гадалки мешало поразмышлять над природой этой прозорливости? А стоило бы.

Списанная с натуры оценка в Эпсоме представляет собой великолепную иллюстрацию дедуктивного метода знаменитого героя Артура Конан Дойла сыщика Шерлока Холмса. И если Шерлок Холмс – плод фантазии писателя, то метода «угадывания», которым пользовался литературный герой, стар как мир.

Узнать в человеке иностранца, даже если он в совершенстве владеет нашим языком, очень просто. Мы узнаем их сразу, даже не вступая в контакт, по известным нам признакам, однако не торопимся к чужестранцу с дерзким предложением вознаградить нашу наблюдательность фунтом стерлингом, долларом, маркой или рублем. А ведь именно так поступила мадам Торни!

Скачки в Эпсоме привлекают любителей не только в Англии, на состязания съезжаются люди из разных концов света, чтобы насладиться редким зрелищем. Потом разумеется, они разъезжаются по своим домам и делам. Вот и пресловутая «дальняя дорога». Предсказывая американцу путешествие, мадам Торни практически не рисковала репутацией гадалки. В конце концов, даже возвращение домой, в США, не такое уж близкое путешествие, а об Индии она не заикнулась.

Сложно, но только на первый взгляд, было определить род занятий Макдоуэла. Ничего сверхъестественного нет и в этой догадке. Заметим прежде всего, что профессию клиента гадалка так и не назвала, а слова «Вы что-то пишите» можно толковать весьма широко – пишут не только книги, но и письма, дневники. В этом смысле гадалка опять же ничем не рисковала, ибо «что-то» пишут практически все. Отметим и нащупываем манеру наговора, позволяющую корректировать догадки в соответствии с реакцией клиента.

Но почему все-таки мадам Торни заговорила именно о писании? С высокой степенью вероятности можно предположить, что Макдоуэл, по наблюдениям гадалки, не вписывался в образ бизнесмена, которые вряд ли были частыми клиентами цыганки. Не подходил писатель и в категорию тех несчастных одиноких людей, которые нуждаются в общении, участии и слове поддержки – этих сразу видно. Мадам Торни опытным взглядом уловила любопытного чужестранца к ее персоне, к процессу гадания. Этим недугом страдает, как правило, пишущая братия – журналисты, писатели и, конечно, туристы. Вероятно, для репортера Барт Макдоуэл выглядел слишком солидно, ном мог быть и репортером, и писателем, и путешественником. После слов «Вы что-то пишите» гадалка делает паузу и, не заметив отрицательной реакции, продвигается чуть дальше: «Возможно книгу». Уточнять сказанное мадам Торни не рискнула, да это и не требовалось. Клиент очарован, он верит в тайные способности цыганки, значит можно приступать к его «раскрутке». Аттракцион продолжается, мадам Торни запрашивает пять фунтов стерлингов, но согласна и на меньше. Окажись на месте Макдоуэла мнее уравновешенная особа, дело не закончилось бы одним фунтом стерлингов.

Мадам Торни полностью исчерпала запас наблюдений, позволивших ей сделать вывод, что перед ней иностранец, что он пишущий человек, и больше не сказал ничего. Что-то мог подсказать гадалке вопрос клиента, но так как у американца вопросов не нашлось, она закончила сеанс общими словами, не выявляющими ее знание каких-либо тайн. Свое будущее, как и прошлое, Макдоуэл видел лучше гадалки.

Острота цепкого взгляда цыганки может быть поистине поразительной. Нередки случаи, когда гадалка сообщает человеку очень многое о состоянии его здоровья, причем делает это сразу, без длительных и утомительных исследований, которые приходится проходить в клиниках. Легко понять, что в подобной ситуации гадалка пользуется практически безграничным доверием несчастного и способна воздействовать не его психику по своему усмотрению. В чем секрет цыганского диагностирования?

Не следует искать ответ на этот вопрос в сфере сверхъестественного, тайного, потустороннего. В подобных ситуациях мы сталкивается с проявлением многовекового опыта диагностирования и врачевания, переданного нашей целительнице родителями. Цыганка фиксирует конституцию тела человека, психофизические реакции, внимательно анализирует цвет кожи, изучает глаза, особенно их радужки, и выносит вердикт, зачастую посрамляя дипломированных специалистов. Вспомним, как обучали врачей два-три столетия тому назад. Практикантам передавался опыт лечения и диагностирования путем определения болезни по внешнему виду пациента. Внимание слушателя концентрировалось на внешних признаках, характерных тому или ному заболеванию. Так будущий врач развивал интуицию и способности, заложенные в человеке природой. Иных средств просто не было. Медицинская наука еще не обладала ни теорией, ни технической базой для обследования организма больного.

Опытом врачевания и диагностирования болезней обладают в полной мере и цыгане, которые оторваны от профессиональной медицинской помощи. Здесь надо упомянуть и заговоры, к которым очень часто прибегают знахари при лечении определенных заболеваний и которые, вне всякого сомнения, имеют гипнотическую природу.

Да, внешность человека расскажет очень многое тренированному глазу, наш облик формирует род занятий, состояние здоровья, социальная среда, в которой личность обретает характер, прочие факторы. Еще в древности человек связал между собой внешние параметры личности и ее судьбу. Так возникли дисциплины, которые неохотно называются научными, тем не менее признаются – это хиромантия, физиогномика, френология. Цыгане знакомы с этими предметами, представляющими для гадалок базу деятельности.

Например, хиромантия устанавливает связи между строением кистей рук, пропорциями, формой выпуклостей и впадин ладонной поверхности, формой пальцев, линиями на ладони. Считается, что линии на ладони отражают параметры личности, прошлое, настоящее и будущее. Как видно, хиромантия опирается на свойства личности, которые не подвласны человеку: нельзя волевым усилием изменить форму пальцев или линии на ладони.

Даже незнакомый с хиромантией человек не станет оспаривать, что руки действительно несут определенную информацию о личности. На них остаются следы профессии, врожденные особенности, просматриваются признаки заболеваний. Например, студенты высших медицинских заведению знают, что при сердечно-сосудистых заболеваниях кончики пальцев больного несколько расширяются и приобретают синеватый оттенок.

Хиромания почитается в мире давно. Ее культивировали в Китае и Индии, где секта Йоши как раз и занималась гаданием по руке. Кстати, по одной из гипотез, цыгане – выходцы из Индии. В этой стране существовала каста под названием «дом», в которую входили профессиональные танцоры и музыканты. И в наши дни члены этой секты ведут кочевой образ жизни. Помимо аристократической деятельности, они занимаются изготовлением поделок из дерева и, разумеется, подворовывают. Родство цыган с индийской сектой обосновывается не только названными признаками, но это не тема нашей книги.

В глубокую древность уходит своими корнями и физиогномика. Ее изучал сам Пифагор, а Аристотель даже написал о физиогномике специальный трактат. Он разделил внешние телесные признаки на существенные, которые несут важную информацию о личности, и несущественные, представляющие собой «пустоцвет». В средние века опыт предшественников развил и обобщил швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер, написавший подлинную библию новой науки «Физиогномические фрагменты». Именно Лафатеру принадлежит первенство в выдвижении идеи о возможности реконструирования внешнего облика человека на основе знания его мыслей, убеждений и поступков.

Будучи пастором, Лафатер не только наблюдал людей и составлял о них свое мнение, но имел возможность во время исповедей сопоставлять свои заключения с откровениями наблюдаемых прихожан. Так он оттачивал свою проницательность и в конце концов уверовал в свою способность определять по внешности человека его ум, характер, способности. Несомненно, Лафатер был отмечен перстом Божьим. Он обладал качеством, которые мы называем интуицией, почти в совершенстве. Почти, потому что и ему не раз приходилось оконфузиться, например, признать преступника за государственного деятеля. Но в большинстве случаев он продемонстрировал очень высокую компетентность и на его сеансы съезжалась великосветская публика со всей Европы.

Славу Лафатера составили такие эпизоды. Как-то граф привез к нему свою молодую жену, чтобы услышать от знаменитого специалиста подтверждение правильности своего выбора. По только ему известным признакам, Лафатер засомневался в моральной твердости молодой графини и попытался уклониться от выполнения просьбы графа, но тот настаивал и пастор, защитивший диссертацию на степень магистра наук, высказал свое мнение сановному гостю. Граф обиделся, а через два года молодая жена бросила его и закончила жизнь в непотребном заведении.

Европу буквально покорил другой случай. Парижанка привезла к Лафатеру свою маленькую дочь. Магистр посмотрел на девочку и пришел в сильное волнение. Затем он написал несколько слов на листе бумаги, вложил его в конверт и взял с дамы клятву распечатать послание через полгода. Вскоре девочка умерла. Когда дама распечатала конверт, она нашла записку: «Я скорблю вместе с вами».

Показатель, что граф Калиостро, величайший авантюрист, уклонился от встречи в Лафатером. Возможно, боялся разоблачения, ибо его физиономия ярко отражала внутреннее содержание субъекта.

Любопытные записки «науки распознавать людей» оставил средневековый алхимик Альберт фон Больштедт. Вот некоторые из его наблюдений:

«Те, у кого волосы кудрявые и притом несколько приподнявшиеся ото лба, бывают глупы, более склонны ко злу, нежели к добру, но обладают большими способностями к музыке».

«Человек, который близ висков имеет мясистый лоб и надутые щеки, бывает храбр, высокомерен, сердит и весьма тупых понятий».

«Наклонность женщины к блуду узнается по подъятию век ея».

«Долгий и тонкий нос означает храброго, всегда близкого к гневу, кичливого человека, который не имеет постоянного образа мыслей».

«Толстый и долгий нос означает человека, любящего все прекрасное, но не столь умного, сколь он сам о себе думает».

«Кто вертит головою во все стороны, тот совершенный дурак, глупец, суетный, лживый плут, занятый собою, изменчивый, медлительного рассудка, развратного ума, посредственных способностей, довольно щедрый и находит большое удовольствие вымышлять и утверждать политические и светские новости».

Стиль Лафатера был иным, боле изысканным. Он писал, что ямка, раздваивающая узкий подбородок, который выступает вперед «каблуком», свидетельствует об особой живости и сатирической зрелости ума при благородстве души; такая же ямка на подбородке широк и скошенном – верный признак двуличия и порочных наклонностей. Сильно набухающая V-образная вена на лбу, линия которого в профиль совершенно пряма, говорит о страшной свирепости в сочетании с хитростью и ограниченностью. Однако если такая вена пересекает лоб закругленный, с хорошо выраженными надбровьями, то это знак необычайных дарований и страстной любви к добру.

Весомый вклад внес австрийский врач Франц Йозеф Галь. Он основал френологию – науку, устанавливающую связь между формой и пропорциями черепа человека и психической структурой личности, судьбой. О связи внешних черт личности и внутренних свойств написали трактаты П.Кампер, Ч.Белль и Ч.Дарвин.

Подозреваю, что, прочитав эти имена, читатель иронически усмехнется: держали ли цыгане вообще в руках эти книги? Процитируем цыганологов Ефима Друца и Алексея Гесслера: «Цыганки не раз говорили нам, что они пользуются классической литературой по хиромантии». Значит, читают! И немудрено: только основательные знания человека приносят гадалкам хлеб и кое-что к нему. В конце концов, мало кто читал Дарвина, но все наслышаны о его теории происхождения человека. Сугубо практический смысл той или иной теории может передаваться от одного к другому без всяких ссылок на книги и авторов, остальное довершает личный опыт способности. Походка, манеры поведения, жесты – все это отражает особенности личности, говорит о его настроении, переживаниях, возрасте, здоровье.

Вспомним, как гадалка подходит к потенциальному клиенту, и зададимся вопросом: почему она предлагает услугу именно этому человеку, а не другому? Предположение о случайности ее выбора не стоит рассмотрения, хотя, возможно, такое случается. Цыганка наблюдает толпу, выделяя определенные типы людей, сближение с которыми может оказаться перспективными для ее промысла. Далее ее интересует эмоциональное состояние будущей жертвы. Глаза цыганки ощупывают каждую складочку на лице человека, глаза, губы, фиксируют фигуру в целом, скорость ходьбы, привычные движения и прочее, прочее. Будьте уверены, что, еще не обратившись к вам с традиционным «красавицы» или «красавец», она уже сложила о вас определенное мнение и порой может сказать вам то, что вы сами о себе не знаете или не замечаете. Во это вот подмеченное со стороны на первых порах и является для цыганки базой для установления доверительных отношений, так необходимых для «невинного» гадания либо гипнотического воздействия, оканчивающегося для клиента потерей значительных ценностей.

Люди, доверяющие гадалкам, с возмущением отвергнут сказанное выше: за верное предсказание будущего можно заплатить дорого. Против такого аргумента не поспоришь. Действительно, в определенных ситуациях знание грядущего равнозначно самой жизни, так что печалиться об утраченном золотом кольце и кошельке с баксами вроде бы смешно.

Вера в гадания питается широко известными примерами сбывшихся предсказаний, а значит – сохраняется опасность стать жертвой мошенничества. Попытаемся разобраться, что лежит в основе сбывшихся предсказаний?


Гадалка управляет будущим

Классический пример точного предсказания грядущего, упоминающийся едва ли не в каждом труде на эту тему, – судьба великого русского поэта А.С, Пушкина. Ему было сказано, что он должен опасаться высокого голубоглазого блондина, от руки которого он может погибнуть в 37 лет. Если поэт переживет этот год своей жизни, то проживет еще много-много лет. Заметим, что предрекая преждевременную смерть, гадалки не исключают иное развитие событий.

Пушкин глубоко верил во всяческие приметы и гадания и это предсказание воспринял как роковое. По воспоминаниям современников, с тех пор он к каждому блондину испытывал нескрываемое чувство вражды, неудивительно поэтому, что в свои роковые 37 лет он шагнул навстречу судьбе в полном соответствии со словами гадалки.

Почему гадалка назвала именно этот год жизни поэта и исход? Весьма вероятную версию на этот счет высказывал В.Ф.Венда. Вот что он пишет: «Видя перед собой невысокого темпераментного, очень впечатлительного, ярко выраженного брюнета, она могла предположить, что, женившись и прожив с женой лет эдак 10, он к годам 37 ей порядком надоест и та, по контрасту с мужем, станет отдавать предпочтение какому-нибудь высокому спокойному голубоглазому блондину. Пылкий муж не потерпит угрозы измены, станет ревность, мучиться. Роковой исход во все времена, когда в ходу были дуэли, был вполне вероятен. Если бы Пушкин потребовал объяснений прогноза и услышал бы что-нибудь вроде наших рассуждений, он бы не стремился оправдать его как свой рок, а наоборот, легко избежал бы возможных осложнений в жизни. Тем более, что поведение его жены не совпадало с тем легкомысленным «стандартом» поиска разнообразия и контрастов, на который ориентировалась гадалка».

Нельзя, конечно, обвинять гадалку, выносящую подобные «приговоры», в злых намерениях, но давно замечено, что мрачные предсказания «ведут» человека по предначертанной стезе как кролика – глаза удава. Человек претворяет в жизнь сказанное гадалкой как внушение.

Барону Эрику де Бишопу еще в юношеские годы было предсказано, что его ожидают разнообразные приключения в разных концах света и что свой жизненный путь он завершит там, «где десятая параллель пересекает 140-й меридиан». Бишоп полностью выполнил предначертанный ему план. Юнгой он обогнул Мыс Горн, потом был лейтенантом дальнего плавания, командиром минного тральщика, пилотом морской авиации, французским консулом, консультантом китайского генерала, капитаном каботажного плавания, крупным ученым и т. д. Многочисленные аварии и приключения на море заканчивались для Эрика, не умевшего плавать, благополучно вплоть до 1958 года, когда руководитель экспедиции на плоту «Таити-Нуи» барон Эрик де Бишоп, будучи больным, с травмой черепа погиб при аварийной высадке на остров Ракаханка. Случилось это на 69-м году жизни в непосредственной близости от указанной точки. Если учесть, что человек в 69-летнем возрасте отправился в заведомо рискованное путешествие на плоту в роковой для себя (указанный!) район, то невольно придешь к выводу, что Бишоп стремился оправдать прогноз. Еще каких-нибудь несколько лет и он, возможно, просто не смог выйти в море по состоянию здоровья.

К.Шеннон писал: «Мы знаем прошлое, но не можем управлять им. Но можно управлять будущим, не зная его». В известном смысле это высказывание прямо адресовано случаям, описанным выше. Будущее не столько предсказано, сколько предначертано как план для реализации его в жизнь. Ведь не случайно вещуний и прорицателей в прежние времена сурово преследовали, отправляя их на костер или в заточение.

В ином русле, но также поддается логическому объяснению, находится предсказание казни Н.И.Бухарину. Смертный «приговор» видному большевику вынесла берлинская гадалка летом восемнадцатого года. «Вы будете казнены в своей стране». Бухарин оторопел, ему показалось, что он ослышался, и переспросил: «Вы считаете, что советская власть погибнет?» – «При какой власти погибните – сказать не могу, но обязательно в России».

Ход мыслей гадалки подсказывают ее слова о том, что она не знает, при какой власти ее клиент погибнет, а погибнуть политику в России тех лет было очень просто. Казнить могла разъяренная голодная топа на улице, силы, пытавшиеся вернуть монархию, бунтующиеся крестьяне и казаки и, конечно, соратники по партии – когда распределяются портфели, всегда кто-то оказывается лишним и опасным. Революции сопровождаются и завершаются казнями – таков урок истории, и гадалка в Берлине знала его.

Хотя есть и более загадочные случаи с теми же революционерами. Троцкому была предсказана смерть от предмета, похожего на ледоруб. Совпадение это или нет?

Что же демонстрировал Лафатер в лучших салонах Европы? Или Галь, ощупывающий черепа с завязанными глазами и тут же определявший способности, добродетели и пороки, предсказывавший судьбы клиентов? Безусловно, типология, разработанная ими, приносила определенный эффект, но вряд ли она позволяла предсказывать, скажем, смерть девочки-француженки в ближайшее полугодие. Здесь скорее всего проявляли себя интуиция и феномен общения – дарования, которыми природа наделяет людей не так уж часто. К таким одаренным личностям можно отнести и московского школьника Леву Федотова, о котором рассказал читателям журнал «Новый мир». В своем дневнике подросток за полмесяца до начала войны с фашистской Германией точно предсказал ее трагическое для СССР развитие – и отступление, и потери, и последующее контрнаступление. Кроме интуиции, а может быть и в первую очередь, Лева обладал блестящим умом аналитика.

Трудно определить границы между наблюдательностью, аналитичностью и интуицией, в совокупности помогающими человеку в иных ситуациях демонстрировать прозорливость. В.Леви рассказывает такой случай:

«Мы сидели в кафе, в центре Москвы.

– Вон посмотри, за столом двое. По спинам вижу, что иностранцы.

Я взглянул: мужчина и женщина; лиц не видно; одежда ничем особенным не отличалась, но спины (или затылки?) были действительно иностранные, это я тоже сразу заметил. Мы убедились, что не ошиблись, хотя уяснить себе, в чем же именно состояло иноподданичество спин, так и не смогли».

Летчик-испытатель первых советских реактивных самолетов Г.Я.Бахчиванджи за праздничным столом предсказал себе гибель. При желании слова летчика можно принять за откровение, полученное им свыше. На деле испытатель трезво видел, что не в силах защитить от капризов новой трудно управляемой техники. В реактивной авиации тех лет редкий полет обходился без угрозы жизни пилота. В истребительной авиации США произошло тогда 400 катастроф с гибелью пилотов. Сколько военных летчиков-испытателей погибло в СССР, мы не знаем, но Бахчиванджи имел, конечно, представление об этом.

Следовательно, о гаданиях и предсказаниях можно сказать, что мы знаем свое будущее сами. Как только мы теряем ощущение управляемости своей жизни, мы перестаем хотеть что-то изменить. И, напротив, сколько случаев и примеров можно привести, как вера во что-то и страстное желание становились действительностью? Если мы верим во что-то, то каждое подтверждение своей правоте мы буквально «выдергиваем» и тщательно храним отдельно от остальных мелочей, черточек и знаков, примет и указаний. Мы оберегаем эту выбранную нами коллекцию и она, в конце концов, помогает нам достичь своей цели.

Примером может стать судьба великой балерины Анны Павловой, которой в детстве Матильда Кшесинская «предсказала» великое будущее. Сила этого предсказания, соединенная с желанием девочки, и сделали ее такой. Мечта заставляет нас искать возможности. И мы их находим, считая знаками судьбы. Если мы достаточно верим в это, это нам помогает. Но в тот момент, когда мы теряем уверенность в себе, очарование уходит, и мы, ожидая поражения, получаем его. Чего здесь больше – интуиции, чтения в книге будущего или самопрограммирования?

Почему цыгане называют себя "ромалэ" и существуют ли у них "бароны"? Умеют ли цыгане гадать? Правда ли, что существует цыганский гипноз? Как управляется табор? Почему у цыган такие роскошные свадьбы и не менее шикарные похороны? Воруют ли цыгане детей и кто такие ирландские пэйви? На эти и многие другие вопросы Марии Бачениной и Даниилу Кузнецову ответил этнограф, путешественник, создатель Музея кочевой культуры, действительный член "Русского географического общества" Константин Куксин.

Мария Баченина : Здравствуйте!

Константин Куксин : Здравствуйте!

Даниил Кузнецов : Добрый день.

М.Б. : Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?

К.К. : Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, — все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед — цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня — еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.

М.Б. : Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.

К.К. : А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.

С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане — это "ромалэ", "рома".

М.Б .: Они так себя называют, да?

К.К .: Да, это самоназвание. А все остальные — "гажи". "Гажи" ("гаджи") — не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между "гажи" и "ромалэ". И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.

Д.К .: И как это происходит?

К.К. : По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.

Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.

А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.

М.Б .: То есть они друг другу не гадают?

К.К .: Цыганам нельзя обманывать друг друга.

Д.К .: А гадание — это всегда обман?

К.К .: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать — это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь — не продашь.

М.Б .: А они в переписи населения участвуют?

К.К .: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, — очень сложно.

М.Б .: А как к ним относятся в мире?

К.К. : По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.

Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные — идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: "Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много". Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.

Д.К. : То есть везде существуют стереотипы, что цыгане — воры и мошенники?

М.Б .: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?

К.К. : Расскажу анекдот ещё царской эпохи. "Как-то цыгана спросили: "Что бы ты сделал, если бы стал царём?" Цыган почесал голову и сказал: "Как что? Украл бы сто рублей и сбежал".

М.Б .: Понятно, ментальность не та.

К.К. : Они не хотят и не могут. Это — удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган — ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.

М.Б .: А как тогда устроено их общество? Оно же существует — безземельное, безгосударственное?

К.К .: Да.

М.Б .: Какие там законы, правила, порядки?

К.К .: Первое — это миф о том, кто такой "цыганский барон". Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского "баро" — большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что "вот он, наш барон". Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: "Какой ты нам барон?" И уйдут. Всё решает не барон, а "крис" — сход цыган. Решение криса — закон даже для барона.

Д.К .: То есть у цыган практически республика?

К.К. : Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.

М.Б .: А в церковь они ходят? Они же православные.

К.К .: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.

М.Б .: А как они молятся? И ходят ли в храмы?

К.К .: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. "Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили".

М.Б .: То есть это такая наивная вера?

К.К .: Очень живая, подлинная вера.

Цыгане с ветками вербы в праздник Входа Господня в Иерусалим у собора Казанской иконы Божьей матери в Чите.

Фото: РИА Новости / Евгений Епанчинцев

М.Б .: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?

К.К .: Экскаватор вызывают!

М.Б .: Мне на кладбище работники рассказывали.

К.К .: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это — пережитки язычества.

М.Б .: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?

К.К .: Никто не решится с цыганами ссориться.

М.Б. : Мстительные? Око за око?

К.К. : Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они — очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.

М.Б .: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.

К.К .: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь — карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть — да, это даже не очень-то и грешно, а убить — нет. Но вот деревню запалить — запросто.

М.Б. : "Не обидчивый, но дом спалю".

Д.К .: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.

К.К .: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.

М.Б .: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?

К.К. : Ему скажут: "Ну и иди отсюда, живи с "гажи", поступи в университет". Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове — уже нет.

М.Б .: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?

К.К .: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед — цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.

Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.

М.Б. : Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?

К.К .: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.

М.Б .: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?

К.К .: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня — мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: "У вас товар, у нас купец, давайте поговорим". Две недели вы говорите "нет", а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.

А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками — все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.

Д.К .: А 15 лет — это уже поздно?

Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

К.К .: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.

М.Б .: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять "целомудрие" до свадьбы.

К.К .: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.

М.Б .: Изнасилований тоже нет?

К.К .: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.

Д.К .: А разводы бывают?

К.К .: Нет. Бывает, что сбегают.

М.Б .: Адюльтеры?

К.К .: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.

При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: "Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы". Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня — ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: "Обвенчай, любим друг друга". Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.

М.Б .: А свои простят когда-нибудь?

Д.К .: Или как накажут, если поймают?

К.К .: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: "Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь". Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.

Д.К. : А другой табор может их принять?

К.К .: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.

М.Б .: При всех этих цыганских "понтах" попрошайничество не считается унизительным занятием?

К.К .: А что в нём унизительного?

М.Б .: Мне, например, сложно сказать: "Дайте мне денег".

Фото: flickr.com/thefuturistics

К.К .: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с "лексусом" у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное — тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая — это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.

М.Б. : Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.

К.К. : И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: "Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе".

М.Б .: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?

К.К. : Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.

Д.К. : Загипнотизировать.

К.К .: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет — это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.

Д.К .: А вас гипнотизировали?

К.К .: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные — суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто — нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?

М.Б .: Там много народа.

К.К. : В метро ещё больше.

Д.К .: Человек в растерянности?

К.К. : Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом — а вдруг получится?

М.Б .: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке...

К.К. : Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.

М.Б .: То есть у них разные способы?

К.К. : Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом — очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.

Д.К .:: Это обычная колода или Таро?

К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.

М.Б. : А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.

Д.К. : Можете описать какие-то приёмы?

К.К .: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: "Вот видишь, вижу тебя". Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: "Всё о тебе знаю!" И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.

С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница — ученица шаманки. Это была "Битва экстрасенсов". Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: "Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит". В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.

М.Б. : Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: "Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть — это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк". Про зеркальце — это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?

К.К .: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.

М.Б. : Ещё осиновый кол кому-то помогает.

К.К .: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: "Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?" Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят... Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.

М.Б .: А кто дома хозяин?

К.К .: Мужчина. Абсолютный хозяин.

М.Б .: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?

К.К .: Первое — за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: "Мы купили её, кто она такая?" Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, — это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.

М.Б .: И сыновья слушаются и почитают её?

К.К .: Конечно.

М.Б .: А почему них дети такие грязные?

К.К. : Цыгане говорят: "Грязный ребёнок — счастливый ребёнок".

М.Б .: Это не только цыгане говорят.

К.К .: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: "Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так". Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!

Д.К .: А до какого возраста он ребёнком считается?

К.К .: В 11-12 лет мальчик — уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он — цыган!

М.Б .: А что они готовят?

К.К. : Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: "А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне"? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: "Перешей в цыганское!" Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.

Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.

Д.К .: С иголками?

К.К .: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.

М.Б .: А вообще какое они мясо предпочитают?

К.К .: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.

Д.К .: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго "Человек, который смеётся". Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.

К.К .: А ещё у него есть книга "Собор Парижской Богоматери" про украденную Эсмеральду.

Д.К .: Это вообще базируется на реальных фактах?

К.К. : Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой "Ведомости" ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской — особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. "Ведомости" описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе — русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: "Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане". А он им с акцентом: "Зачем мне говоришь это? Я — цыган, вон моя мать в шатре гадает". Вот откуда все эти мифы.

Д.К .: Но раз у них клановая система, понятно, что они "скрещиваются" между собой и происходит накопление рецессивных генов...

М.Б. : Ошибок.

М.Б .: А какой из советских фильмов самый правдивый?

К.К .: "Табор уходит в небо" — хороший фильм.

М.Б .: Там Земфира.

К.К .: Земфира — это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс — и в погоню. И барон навстречу: "Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, — нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера". Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.

Д.К .: Обманули поэта.

К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме "Цыганы".

М.Б .: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?

К.К .: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско — производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.

М.Б. : Маша, Саша, Серёжа?

К.К .: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.

Д.К .: А язык у них индоевропейский?

К.К .: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.

М.Б .: Это простой язык? Его легко выучить?

К.К. : Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.

Д.К. : Все видели фильм с Брэдом Питтом "Большой куш", там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все — ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, — ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык — цыганские. Почему?

К.К .: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя "рома" — ромеи. Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов — кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу — тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что "Большой куш" — очень правдивый фильм...

М.Б .: Но интересный.

К.К .: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное — разбить брешь между "гажи" и "рома". Мне удалось, удастся и вам!

По роду своей профессии мне приходится непосредственно иногда обращать внимание на то, каким образом работают цыганки. И могу вам сразу сказать- их мастерство непревзойденно!))) Применяется и гипноз, и внушение, и знание психологии. Все это стоит на грани с искусством, а вот как они это делают, сейчас расскажу.

Но вначале о моем опыте общения. Давным-давно, мне было года 22-23, мне пришлось поехать в Одессу по работе, встретиться с поставщиками на 7-ом километре (кто не знает, лет -надцать назад это был крупнейший оптовый рынок в Одессе) Денег у меня особо не было, оставалось каких-то 70 рублей, которые благополучно лежали у меня в кармане джинсов. Справившись со своими делами, я остановилась выпить кофе, как вдруг откуда ни возьмись, появилась цыганка при полном параде: в широкой до земли юбке, платком на макушке и с золотыми серьгами в ушах и сразу приступила к делу: «Давай молодая-красивая руку, я тебе погадаю, но для этого нужна денежка. У тебя есть какая-нибудь денежка? Много не надо, рубля хватит, положи на зеркальце, а зеркальце на ладошку! и т.д.» Да, забыла упомянуть, цыганка была не одна, рядом с ней были ее помощницы (они играют очень важную роль). Произошло все очень быстро, я стояла, понимала, что по моим карманам гуляет рука этой гадалки, а я соображаю!!! что меня обворовывают, но спокойно смотрю вдаль. То есть, то, что происходит, я понимала, а вот сделать ничего не могла в этот момент, такое ощущение было, будто на меня ступор напал. А потом она и ее подружки пропали. В этот же день, позвонив мужу, я ему рассказала о произошедшем, а в ответ мне было молчание, следом за которым последовала фраза: «Ого…и тебя тоже?» Оказывается, в этот же день его цыганки возле РОВД обобрали на 51 рубль по той же самой схеме.

Итак, принцип состоит в том, что для цыганки очень важно расфокусировать внимание, то есть, разбить его целостность (пока вы свои мозги будете собирать в кучку, денег вас уже лишат, на это много времени не нужно. Правда бывает, что человека нужно ввести в более глубокое состояние заторможенности, но тут просто нужно чище поработать, только и всего) . Именно поэтому в таких случаях, когда происходит обман на деньги, работают несколько человек. Представьте себе ситуацию, вы заходите в детский сад, в группу, где несколько человек сразу к вам подбегают и один пытается до вас донести какую-нибудь чепуху, но рядом остальные тоже не молчат, и каждый пытается сделать то же самое. Ваше внимание рассеивается, соответственно, мозги наши начинают притормаживать от обилия несопоставимой, часто дурацкой разобщенной информации и гама. Но прежде чем начинается этот театр, нужно вызвать ваше доверие, поэтому всегда цыгане начинают с того, что либо жалеют вас (Ай-яй-яй, какая девочка, молодая, красивая, а в любви не везет, ну, или другие вариант), или с того, что пытается отблагодарить за что-то, ну, к примеру, за то, что вы не поскупились и дали булочку одному из ее малышей.

Так что, схема простая - зацепить человека чем-либо, затем усыпить бдительность и расфокусировать внимание, разбив мышление на отдельные кусочки. Это простейшие приемы, которые также применяются и в гипнозе.

Второй вариант- психология. Расскажу еще один случай. Иногда я посещаю товарищей экстрасенсов, гадалок и прочий народ, с целью разобраться в психологии воздействия и схемах предсказаний. Не забывайте, я по образованию психолог, поэтому для меня лично эта сфера всегда была интересна. Так вот, однажды моя знакомая рассказала мне о том, что есть в Москве женщина- цыганка, которая поразительно точно рассказывает прошлое. Ага))) Я не долго думая отправилась к ней на прием. Происходило все таким образом. Во-первых, психологический настрой пришедшего человека очень важен в данном случае. Цыганка- это первое, все мы испытываем некий страх и желание отстраниться от цыган. Второе -подождите, говорит, я пока накормлю собаку. Стою жду, так сказать, в ожидании чуда я. Проходите,- захожу в комнату напичканную разными магическими прибамбасами. Садитесь,- присаживаюсь на стул. Разговор происходит в таком ключе:

О, вижу что не просто так вы пришли ко мне, у вас проблема в жизни- нет, товарищи, а покажите мне хотя бы одного человека, который пришел бы к гадалке, цыганке и т.д. без проблемы. Естественно, даже у того, у того, у кого нет проблем в жизни, невольно задумается при этих словах, может, какая-то проблема и есть, только почему-то он ее не заметил?...

Но все по порядку. Вижу ребенка. - сама по себе фраза предполагает многовариантное развитие. Ну, во-первых, мне уже далеко не 18 лет, потому так или иначе я рожавшая женщина. Для 18 летней девушки, даже если у нее нет детей, всегда можно сказать, что дети будут. Кстати, не забывайте о вегетативных проявлениях, когда вам гадают, внимательно рассматриваются внешние проявления. На вопрос, который действительно зацепил, у каждого человека будет неявная реакция - покраснение лица, легкая расширенность зрачков и прочие признаки. После этого вопроса ожидается ваша реакция. Как правило, человек, пришедший за советом к гадалке, «цепляется» на какую-то фразу и проявляет свою заинтересованность. И еще, на фразу о ребенке зацепится любая мать или женщина, которая очень хочет родить ребенка, потому результат предсказуемый. Будет либо задан ответный вопрос, либо женщина ответит что-то вроде:»Да, у меня есть ребенок»

Вы волнуетесь за своего ребенка,- дурацкая фраза, покажите мне женщину, которая бы не переживала о своем отпрыске. Но здесь нужно вызвать доверие, главное рассказать о том, что ребенок замечательный и т.д. и т.п. Вот он, элемент, когда вызывается ваше доверие. Если у вас на самом деле проблемы с ребенком, вы обязательно следом спросите о об этом. Что вот да, ребенок хороший, умница и т.д., но я хочу узнать, у нас не получается то и то. И здесь уже вам расскажут все как по писанному, главное под вас подстроиться.

Есть рядом с вами мужчина,- ага, а у кого из нас нет рядом с нами мужчин? Нет, даже в том случае, если мужчины этого как раз и нету, выход будет найден: вы просто не знаете о нем, а так-то он есть!))))

Ой, плохи дела, рядом с вашим мужчиной женщина есть (неважно, темноволосая, светловолосая, или кто там), - тут у вас начинает открываться рот до пола в волнении, потому что мужчина ваш, если он у вас есть, не живет в джунглях, а живет в социуме, соответственно, ему так или иначе приходится общаться с женским полом. А сомнения женщины штука страшная, сразу в голове картины одна впечатлительнее другой (как так, на мое кто-то покушается?? Расстрелять!!!) И с удовольствием выслушиваем советы.

Если не удалось зацепить на этих темах (ну, предположим, ребенка вы не имеете, мужчины у вас нет), то берется тема про работу или про родителей. И все по той же схеме. Пробный заброс удочки, проверка реакции, затем раскрутка ситуации в нужном русле.

Уходите вы с мнением о том, что деньги и время было потрачено не зря. Теперь вы точно знаете о том, какие у вас проблемы и как их нужно решать. Даже если до этого похода у вас этих проблем не было и все было замечательно)))))))))))

Разительно отличается от того, который принято считать нормальным. Они кочуют с места на место, не ценят домов и недвижимости, предпочитая этому свободу передвижения. Но такой способ организовывать свою жизнь влечет за собой определенные трудности: в дороге нужно как-то зарабатывать. Как же это делать? Здесь цыгане используют различные методы, и – один из них.

Гадание – разовая услуга. Несмотря на то, что считается, что ясновидящие люди не должны брать денег за гадание, все же часто они это делают, а цыганам это позволяет выживать во время переездов. Гадать они учатся еще с малых лет. Считается, что если у человека есть талант к гаданию, при таком трепетном отношении он непременно проявится. Возможно, поэтому люди думают, что предсказания цыган часто сбываются.

Помимо оттачиваемых с детства навыков в гадании, кочующие цыгане практикуются еще в одном умении: . Они очень много общаются с людьми и учатся ощущать, что чувствует человек. Ненавязчиво задавая наводящие вопросы, опытная цыганка выяснит предысторию человека, которому гадает. Помочь понять остальное поможет внешность, одежда и вещи человека. Дальше нужно смотреть на реакцию. И действительно, цыгане часто угадывают обстоятельства жизни, так как внимательно наблюдают за клиентами.

Вряд ли можно сказать, что есть народы, коренным образом отличающиеся в своих умениях друг от друга. Все люди с точки зрения национальностей имеют примерно равные способности, но многое зависит от культурных особенностей и среды, в которой растут дети. У представителей одних народов дети с ранних лет изучают программирование, у других упор в воспитании делается на религиозность, а третьи учатся у старших гаданиям. Вырастая, все они будут стараться применять те навыки, которые развиты у них лучше всего.

Сами цыгане, если спросить их, почему они гадают, говорят, так далеко не все представители кочевого народа. У них считается, что способности к ясновидению и гаданию не возникают на пустом месте, а передаются по наследству. Никто из цыган всерьез не думает, что гаданию можно обучить того, у кого к этому нет никаких способностей. Даже обманывая людей, сами они прекрасно понимают, что у них нет этого умения. Чаще гадание – всего лишь способ добыть пропитание себе и детям.

Согласно статистике, в России в настоящее время очень непросто найти кочующих цыган. Данные описей населения показывают, что ведущих традиционный образ жизни цыган насчитывается не более 1%, остальные живут обычной оседлой жизнью. Несмотря на это, даже если человек живет обычной жизнью, но в нем есть гены, его называют «романо рат». Такой человек, если захочет, может вернуться к цыганам. Среди знаменитых представителей романо рат Чарли Чаплин, Сергей Курехин, Анна Нетребко и другие.

В Западной Европе кочующие цыгане из Восточной Европы стали настоящим бедствием. Согласно данным криминальной статистики, пытаясь заработать, они нередко продают наркотики местной молодежи.

Загрузка...