domvpavlino.ru

Закат тяжело пылает на кронах деревьев диктант. Для заучивания наизусть

Леса в Мещере

Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслята, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду - ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь дым костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко, кажется, за краем земли, хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский) 241 слово

Тематические диктанты. 6 класс.

УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.

6 класс

Рассмотрено на МО Утверждено

Согласовано Директор__________

Завуч_____________ Приложение к приказу № от____

Входной контрольный диктант № 1.

ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 5 класса.

Время: 45 минут

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе», М.: Просвещение, 2011 г.)

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

    орфограф, и 8 пунктуац.

    орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За деревней расстилаются широкие поля.

2в. Они готовятся к отлёту на юг.

2 РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.

Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование и орфография».

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)

Грамматические задания

1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ.

2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

6 класс

Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»

ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)

Грамматические задания

1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.

6 класс

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»

Цель : проверить уровень усвоения данной темы.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – осенью 2в. – камыша

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели дорожки и крыши домов.

2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

6 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5 ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛЬ : проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

РУССКАЯ ЗИМА.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Грамматическое задание

1в. – шубкой 2в. – по дереву

6 класс

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».

Цель:

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.

Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)

Грамматические задания

1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.

2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в.- под раскидистой (елью)

2в.- около смолистого (пня)

6 класс

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

Цель: проверить знания учащихся по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

Грамматические задания

1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

6 класс

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя числительное».

Цель: проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)

2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот

6 класс

Контрольный диктант № 9 по теме «Местоимение».

Цель: проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)

Грамматические задания

1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце

2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – моей 2в. – у меня

6 класс

Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол».

Цель : проверить знания детей по данной теме.

БИТВА ВО РЖИ.

Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.

Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)

Грамматические задания

1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать 2в. – играть

6 класс

Контрольный диктант № 11 по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме .

(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ» 2009 г.)

МУРАВЬИ.

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.

В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то торопятся.

Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет.

Муравьи хорошо знают свой дом.

Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.

Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьёв. Они защищают своё жилище.

Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (113 слов.)

Грамматические задания

1. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ В РАЗНЫХ НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ ИХ.

2. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ.

1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные

2в. – ударьте, защищают, еловую

3. СДЕЛАЙТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

1в. – забегает 2в. - защищают

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

«2» - 5 орфограф, и 9 пунктуац.

6орфограф, и 8 пунктуац.

    орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

Итоговый контрольный диктант

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Цель: проверить лексические и грамматические знания

Время: 45 минут

Утро ранней весной.

Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (112 слов.)

Грамматические задания

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ .

1в. – утренней, выскочил, ветерок 2в. – серебряными, прилегает, речкой

2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. – Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами.

2в. – Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Материалы к итоговой аттестации учащихся. 6 класс(трад.)

Нулевой срез.

Русский лес.

Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса стройными рядами. Они ждут тепла. Ветерок весело бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались.

В воздухе пахнет свежестью. Слышно журчание ручейка. У ручья красуется ива. Над ее золотистым пушком жужжат пчелы. На поляне раскинулся могучий дуб. Хорошо передохнуть под его тенью. Скоро все зазеленеет, зацветет, оживет.

Лес-богатство нашей страны. Берегите лес!

Диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс (трад.).

1. Какое из данных слов является устаревшим?

а) коробейники; б) бурак; в) былинный; г) мольберт.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

а) крепостник; б) перст; в) кольчуга; г) конка.

3.В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)?

а) лисий след; б) кухонный нож; в) корабельный кок; г) морская вода.

4. Какое слово является неологизмом?

а) колхоз, б) челобитная; в) спутник; г) файл.

5. Найдите ответ. Диалектные слова-это: а) словарный запас языка; б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности; в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности; г) новые слова, возникшие в языке; д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

6. Отметьте неправильное словоупотребление: а) первый снег; б) первый класс; в) первое боевое крещение; г)первый день.

7. Как называются слова, объединенные в данные группы слов: начало-конец, холод-жара, свет-тьма?

а) профессионализмы, б) неологизмы; в) синонимы; г) антонимы.

8. Укажите верное толкование слова ПУНКТУАЛЬНЫЙ.

а) аккуратный, точный; б) прерывающийся; в) точечный; г) местный.

9. Признаком заимствованного слова НЕ ЯВЛЯЕТСЯ: а) приставка контр-; б) сочетания хт, шт ; в) наличие гласной в начале слова; г) наличие в слове корня био.

10. Какие слова являются заимствованными?

а) полотер; б) весна; в) акварель; г) станция; д) благородство.

11. В каких предложениях есть фразеологические обороты?

А) «Я тебе покажу, где раки зимуют»,-- сказал рассерженный папа.

Б) Птицы зимуют в теплых краях.

В) Герасим стоял как вкопанный.

Г) Капли росы поблескивали на солнце.

12. Объясните значение фразеологических оборотов : а) кожа да кости; б) на всех парусах; в) рукой подать; г) из рук валится.

13. Закончите фразеологические обороты: а) дрожит как….; б) знать как…; в) сидеть…

14. Отредактируйте предложение, вычеркнув лишнее . Художник написал свой автопортрет.

Диктант по теме « Словообразование и орфография».

Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах-это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда их мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография».

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

Имя существительное.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»--радостно говорят люди.

Русская зима.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

Имя прилагательное.

Пятые сутки геолог пробирался через непроходимый лес. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи, и теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зернышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костер около смолистого пня, набросал еловых веток и прилег прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рев машины. «Неужели близко дорога?»--подумал он.

Он поднялся, затоптал костер и пошел на шум машины.

Глагол.

Солнце-самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.

Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Если звезда горячая, то ее цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета.

Ноябрь-предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Ноябрь-начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

Тест по теме « Имя числительное» 6 класс.

1.Какие из этих слов являются числительными?

1) пять; 2) пятерка; 3) впятером; 4) пятый; 5) пятеро; 6) пятерня.

2.Распределить числительные по группам и записать их в колонки.Надписать заголовки колонок.

Семь тетрадей,трое ребят,три пятых класса,двое щенят,пять флагов,пятеро ножниц,две седьмых площади,одна девятая леса,шестнадцать дней,три четверти груза,десять домов,четверо суток.

3.Найдите « третье лишнее» слово, выпишите его.

А) двадцать пять, сорок шесть, двести двадцатый;

Б) четвертый, двенадцатого, восьмым, пятьсот одиннадцать;

В) восемнадцать, пятого, двое,четыре;

Г) тринадцать, сорок,трехсот,десятый.

4. Найдите числительные,которые изменяются по родам:

1) один, 2) два, 3) третий, 4) оба), 5) четверо, 6) три седьмых.

5. Напишите словами следующие количественные числительные:

55, 77, 82, 517, 629, 979.

6. Напишите словами следующие порядковые числительные:

7, 10, 11, 15, 22, 48.

7.Найдите по 3 ошибки в склонении сложных количественных числительных :

Им. п.семьсот восемьдесят шесть Им. п. пятьсот семьдесят четыре

Р. п. семиста восьмидесяти шести Р. п. пятисот семидесяти четырех

Д. п. семистам восьмидесяти шести Д.п. пятиста семидесяти четырем

В. п. семьсот восемьдесят шесть В.п. пятьсот семьдесят четыре

Т. п. семистами восьмидесятью шестью Т. п. пятьюстами семидесятью четырьмя

П.п. семистах восьмидесяти шести П. п. пятиста семидесяти четырех

8. Найдите « третье лишнее» слово, выпишите его:

А) обоих учеников, обоих собак, обеих книг;

Б) обеих стен, обоих шалашей, обоих учениц.

9. Составьте словосочетания и запишите их:

50 (килограммы) (томаты) более 90 (килограммы) (абрикосы)

11 (тонна) (баклажаны) 2,5 (тонна) (апельсины)

18 (место)

10. Запишите предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

Три-нечетное число.Семь и семь – четырнадцать.Картины эти нарисовал один художник.Семеро ребят отправились в поход. Первый луч солнца разбудил девочку.

11. Заполните таблицу, записав следующие количественные числительные словами.

Им.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

Тест по теме «Местоимение». 6 класс.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите местоимения, определите разряд, подчеркните их как члены предложения.

Кто..вляет..ся автором н..родных сказок? Созд..вались они (не)извес..ными сказочниками и перед..вались из поколения в поколение из уст в уста. Эти сказки л..гли в основу тех сказок, которые по..же созд..вались п.сателями.

У каждого народа свои сказки. Они различны и чем(то) похожи.Различны потому, что в..зникли

в разных странах, и в них отразились м..чты народов о счасть.., их вера в победу добра над злом.

Самые ра..ие сведения о русских сказках относ..тся к две..адцатому веку.

2.Образуйте от данных в первой колонке вопросительных местоимений относительные, неопределенные, отрицательные. Таблицу перечертите в тетрадь.

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Образец: что?

Что

Что-то, кое-что, что-нибудь.

Ничто, ничего

Кто?

Сколько?

Какой?

Чей?

3.Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Кое) о ком вспомнить, (кто)нибудь поможет, кого(либо) позвать, кому(то) позвонить, что(либо) привезти, (кое) в чем сомневаться, (кое)кого расспросить, (кое) (в) чем не согласиться, кому(нибудь) довериться, кого(нибудь) разыскать.

4.Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Н..) какого впечатления, (н..) кого (не) пригласил, (н..) (о) чем (не) расспрашивал, (н..)(к) кому обратит..ся, (н..) от кого (не) получал писем, по какому(то) (не)доразумению, о чем(то) спр..сить,

(н..) (в) (чем) (не) хочет помоч.., (н..)чем удивить, (н..) (у) кого (не) узнавал, (н..)чьими советами не пренебрегал, (н..) (о) чем (не) вспомнил, (н..)(за) что (не) отвечает, (не) боится (н..)каких пр..пятствий.

5.Отгадайте загадки! Запишите отгадки.

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?
  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
  3. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?
  4. Первый слог-личное местоимение, второй-детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте.
  5. Первый слог-личное местоимение, второй-звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

6.Найдите и выпишите «лишнее» слово, учитывая разряд местоимения.

А) этот, таков, иной, столько. Б) свой, собой, мой, наш.

В) никакой, ничто, кто-то, нисколько. Г) меня, нами, у него, у себя.

Итоговый диктант.

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.


Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслята, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду - ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь дым костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко, кажется, за краем земли, хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский) 241 слово

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.

«Русский язык. 6 класс». Москва, «Просвещение», 2000 г.

Четверть

Тема

Письменные задания

Работы по развитию речи

Контрольные работы

I

Русский язык – один из развитых языков мира.

Все упражнения.

Повторение (п. 1-11).

Все упражнения.

Сочинение

Контрольный диктант №1.

Лексика и фразеология (п. 12 – 18).

Все упражнения.

Изложение

Контрольная работа №2.

Словообразование и орфография

Все упражнения.

Сочинение

Выборочное изложение

Сочинение по картине

Контрольный

диктант №3.

Контрольный диктант №4.

II5.Морфология.Все упражнения.СочинениеКонтрольный диктант №5.

Контрольный диктант №6.

Итоговый тест за I полугодие.

Имя существительное (п. 31 – 42).


Имя прилагательное (п. 43 – 55).

Все упражнения.

Сочинение

Выборочное изложение

Сочинение по

Сочинение

Контрольный

диктант №7.

Итоговый тест и проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»

Приложение.

Контрольный диктант №1.

В августе в окрестностях леса появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаемся собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещает яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг. (104 слова.)

Контрольная работа №2.

    Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I вариант II вариант

аккорд гаммы

    Выпишите их словаря по одному слову:

I вариант II вариант

заимствованное диалектное

устаревшее профессиональное

    Определите слово по его лексическому значению.

Цвет фиалки и сирени – (лиловый)

Заранее намеченный путь следования – (маршрут)

Мысленно представить себе что-нибудь – (вообразить)

Очень большой – (гигантский, огромный)

Желтый с красноватым оттенком – (оранжевый)

Знаки для обозначения звуков – (буквы)

Слова, употребляемые жителями одной местности, - (диалектные)

Часть слова без окончания – (основа слова)

    Замените фразеологизмы синонимами.

I вариант II вариант

задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

    Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

    Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

I вариант II вариант

Сады, убранные сухим золотом, В саду горит

почти не роняли его на дорожки костер рябины красной.

и горели во всей красоте. (С. Есенин.)

(К. Паустовский.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

    Выпишите синонимы из предложений.

I вариант II вариант

Когда мальчик слушал его пение, Ходят волны по реке, желтые

полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем

чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь.

охватило его маленькое сердце.

    Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

I вариант II вариант

язык хрустальный

IX. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.

Контрольный диктант №3.

Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еле тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.

(По К. Паустовскому.) (100 слов.)

Контрольный диктант №4.

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось за горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил ветками деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом. (95 слов.)

Контрольный диктант №5.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди. (101 слово.)

Контрольный диктант №6.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Контрольный диктант №7

Необычный стрелок .

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил от земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

(По Г. Угарову.) (118 слов.)

Итоговый тест по теме по теме "Имя прилагательное".

I. Найдите верный ответ.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает:

А. предмет

Б. признак предмета

В. действие предмета

Г. признак как предмет

II. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.

А. самый быстрый

Б. красивейший

В. ярче

Г. более легкий

III. Укажите относительное прилагательное.

А. лисий след

Б. знакомый человек

В. железная дверь

Г. сестрина книга

IV. Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:    

А. глубочайший

Б. безбрежный

В. приветливый

Г. крупнейший

V. В каком из указанных случаев не- - приставка?

А) (не) взрачный кустарник

Б) (не) знакомый маршрут

В) (не) здоровый, а больной человек

Г) дом (не) большой, а маленький

VI. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква н.

А. листве…ый лес

Б. глин…ый сосуд

В. деревя…ый дом

Г. подли…ая правда

VII. Укажите прилагательное, которое пишется слотно.

А. плюш…вый

Б. ситц…вый

В ключ…вой

Г. свинц…вый

VIII. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

А. (юго) западный

Б. (ярко) красный

В. (средне) вековый

Г. (научно) фантастический

Проверочный диктант по теме "Имя прилагательное"

Хорош сосновый бор осенним днем! Идешь по старому бору - точно преогромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои прикрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них - багряные лучи невысокого солнца. Золотистые солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору причудливый, таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Но вот с северо-запада потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны.

Итоговый тест за I полугодие.

    Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

1) Пришкольный. 2) Приготовился. 3) Удивительный. 4) Приближаться.

II . Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.

    Выр..сли. 2) Уг..реть. 3) Бл..стеть. 4) Р..скошный. 5) Соб..рать.

III . Укажите слово, в корне которого пишется о .

    Р..стение. 2) К..сание. 3) Распол..гаться. 4) Разг..реться. 5) Отр..сль.

IV . Найдите слово с приставкой при-.

    Пр..пятствие. 2) Пр..сутствовать. 3) Пр..образовать. 4) Пр..вращаться. 5) Пр..огромный.

V . Найдите разносклоняемое существительное.

    Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея. 5) История.

VI . Укажите существительные, у которых в окончании пишется –и.

    К станц.. . 2) На топол.. . 3) О елк.. . 4) По дорог.. . 5) В гербари.. .

VII . Найдите существительное с суффиксом –щик.

    Перебеж..ик. 2) Груз..ик. 3) Рез..ик. 4) Рассказ..ик. 5) Фасов..ик.

VIII . Найдите существительное с приставкой не-.

    (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася – (не) ряха. 3) (Не) решительность шахматиста. 4) (Не) настье задержало нас в пути.

IX . Найдите среди данных слов заимствованное.

1) Весна. 2) Полотер. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.

X . Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

Каждое задание оценивается одним баллом. Оценки выставляются «5» - 10 б., «4» - 7-9 б., «3» - 5-6 б., «2» - 4 б., «1» - 2 б.

2. Литература.

Учебник: В.П. Полухина. «Литература. 6 класс».

Четверть

Тема

Для заучивания наизусть

Контр.

работы

I .

Мифы народов мира.

Знакомство с Библией.

Древнерусская литература.

Произведения русских писателей XIX века.

А.С. Пушкин.

«Узник», «И.И.Пущину»,

«Зимнее утро».

II .

М.Ю. Лермонтов.

«Парус», «Тучи», «Утес».

Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

с. 172, от слов «О, милые плуты! Кто часто их видел…» до слов « И клали редком на перила моста».

Н.С. Лесков. «Левша».

А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия».

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Все тексты необходимо прочитать, ответить на вопросы учебника.

Приложение.

Тест «Библия».

      Создателями славянской письменности являются:

А) Борис и Глеб;

Б) Петр и Павел;

В) Кирилл и Мефодий.

      Обычай наряжать елку на Рождество пришел к нам из:

А) Германии;

Б) Англии;

В) Франции.

      Притча – это:

А) небольшой рассказ, содержащий религиозное или моральное поучение в иносказательной форме;

Б) рассказ о событиях, фактах, поступках героя;

В) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях из жизни человека.

      Волхвы принесли младенцу Иисусу дары, имеющие каждый свое значение. Ладан был предназначен Иисусу как:

А) Царя царей;

В) человеку.

      Иосиф, отец Иисуса, по профессии был:

А) плотником;

Б) рыбаком;

В) земледельцем.

      Благочестивый и праведный Симеон предсказал Иисусу:

А) долгую и счастливую жизнь;

Б) полную страданий и испытаний судьбу;

В) гибель ради спасения людей.

      В притче о блудном сыне повествуется о:

А) несправедливом отношении отца к своим детям;

Б) праве человека на свободный выбор;

В) прощении человека, раскаявшегося в своих поступках.

      Притча о добром самаритянине учит:

А) любви и милосердию;

Б) гордости и независимости;

В) честности и искренности.

Тест «А.С. Пушкин. Лирика».

      В стихотворении «Зимнее утро» используется:

А) антитеза;

Б) аллегория;

В) сравнение.

      В строках:

Луна как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…-

используется:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) антитеза.

      В строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

А) метафоре;

Б) иронии;

В) гиперболе.

      Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:

А) рассуждение;

Б) повествование;

В) описание.

      В строках:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

А) метафору;

Б) олицетворение;

В) гиперболу.

      В строках:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь…-

выделенные слова являются:

А) олицетворением:

Б) логическими определениями;

В) эпитетами.

      Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:

А) философской;

Б) интимной;

В) пейзажной.

      Тема стихотворения «Узник»:

А) размышления о судьбе птиц;

Б) мысль о свободе;

В) мечты о путешествии.

      Размер, которым написано стихотворение «И.И. Пущину»:

В) дактиль.

      Стихотворение «И.И. Пущину» - это:

Б) послание;

В) элегия.

Тест «Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

      Жанр произведения:

А) сказка;

Б) рассказ;

В) повесть.

      Изображение зимней ночи, с которой начинается произведение, представляет собой:

А) описание;

Б) повествование;

В) рассуждение.

      В отрывке из произведения: «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» - использована:

А) аллегория;

Б) олицетворение;

В) сравнение.

      В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:

А) пошалить;

Б) отомстить кузнецу;

В) поиздеваться над селянами.

      Кузнец был человек:

А) нерелигиозный;

Б) вольнолюбивый;

В) богобоязненный.

      В предложении: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами» - выделенные слова являются:

А) логическими определениями;

Б) постоянными эпитетами;

В) эпитетами.

      Рассказывая о Пацюке («…ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру…») автор использовал:

А) аллегорию;

Б) иронию;

В) гиперболу.

      Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:

А) не любил это кушанье;

Б) постился в канун Рождества;

В) испугался колдовства.

      Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:

А) никогда больше не видеть Оксану;

Б) достать царские черевички;

В) посмотреть столицу.

      В предложении: «Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются:

А) аллегорией;

Б) гиперболой;

В) сравнением.

      Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда

А) он привез ей черевички;

Б) получила известие о его смерти;

В) отец расхвалил добродетели кузнеца.

      Гоголь описывает своих героев с:

А) иронией;

Б) юмором;

В) сарказмом.

      В основе произведения лежит:

А) реальная жизнь;

Б) фантастический вымысел;

В) сочетание реальности и фантастики.

      Тема произведения:

А) быт и нравы селян;

Б) проказы селян в рождественскую ночь;

В) искренность чувств и поступков селян.

Тест «Н.С. Лесков. «Левша».

      Сказом называется:

А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;

Б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи;

В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

      Тема произведения:

А) отсутствие бережного отношения к народному достоянию;

Б) любовь к Родине;

В) быт и нравы жителей российской глубинки.

А) достоверно изложить события;

Б) выступить от лица народа;

В) выразить личное отношение к событиям.

      Честь и славу русской нации составляет:

А) простой труженик;

Б) знаменитый полководец;

В) император.

      Персонаж, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья … выдраны», - это:

А) Платов;

Б) косой Левша;

В) поп Федот.

      Платов взял Левшу в Петербург в качестве:

А) заложника;

Б) умелого мастера;

В) слуги в своем доме.

      Мастера-оружейники не открыли секрета Платову, потому что:

А) они ему не доверяли;

Б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве;

В) тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам.

      Перед началом работы мастера-оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как:

А) такой иконы не было в Туле;

Б) одного из мастеров звали Николаем и он хотел заручиться поддержкой своего святого;

В) этот святой был покровителем торгового и военного дела.

      Царедворцы терпеть не могли Платого за его:

А) глупость;

Б) невежество;

В) храбрость.

      Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом:

А) это был бред больного и потерявшего рассудок человека;

Б) он переживал за судьбу страны и исход возможной войны;

В) поездка в Англию изменила Левшу – он стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны.

Загрузка...