domvpavlino.ru

Красна речь пословицей смысл. Проект (6 класс) на тему: "Красна речь пословицей". «Красна речь пословицами»

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10 г. Вольска Саратовской области»

Название проекта:

«Красна речь пословицей».

Номинация: Русский язык, литература и жизнь.

Работу выполнили :

учащиеся 6 класса

Малышева Ксения, Туртаева Ольга,

Демчук Анастасия, Чайкина Виктория

Руководитель проекта: Краснопольская

Татьяна Михайловна

2015 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта : Красна речь пословицей!
  2. Руководитель проекта : Краснопольская Татьяна

Михайловна

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится

Работа по проекту: русский язык, литература,

воспитательная работа.

  1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта :

Обществознание, история.

  1. Возраст учащихся, на который рассчитан проект : 7- 12 лет.
  2. Тип проекта : информационно-исследовательский
  3. Цели проекта: пополнение активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками; создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение знаний о русских пословицах.

8. Задачи проекта : - расширение знаний детей о пословице как фольклорном жанре, о художественных особенностях пословиц;

Развитие творческих способностей учащихся;

Провести иследование «Пословицы в речи учащихся,учителей, родителей», проанализировать, как используются пословицы в современной речи;

Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников.

9. Вопросы проекта:

1) Введение.

2) Основная часть:

  • Из истории пословиц.
  • Тематика и художественные особенности пословиц.
  • Источники пословиц.
  • Исследовательская часть «Пословицы в современной речи».

3) Заключение.

10. Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование.

11. Актуальность проекта : Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.

12. Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап . Выбор темы проекта.

2. Организационный этап . Формирование инициативных групп.
Разработка методического, дидактического материала по теме проекта.

3 . Поисково-исследовательский этап . Сбор информации.

4. Аналитический этап . Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности.
Представление продукта: презентация проекта – результатов исследований в рамках проекта на школьном мероприятии к году литературы.

13 . Список использованных информационных ресурсов :

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007.

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина).

4. http://www.poskart.ru/ о пословице.

5. материал о пословицах.

6. http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах и поговорках.

1. Паспорт проекта……………………………………….2-3

2. Краткая аннотация……………………………………...5

3. Введение…………………………………………………..6

4. Основная часть.

  • Раздел 1. Из истории пословиц….……………………..7
  • Раздел 2 . Что же такое пословица? ………………….8
  • Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр.

Тематика и особенности пословиц ………8-9

  • Раздел 4 . Каковы же художественные особенности

Пословицы?.........................................................................9

  • Раздел 5 . Источники пословиц………………………………….9-11
  • Раздел 6 . Пословица в современной речи……………………..11-12

5. Заключение………………………………………………..13

6. Список используемых источников и литературы………………………….………………………..13

7. Приложение…………….………………………………….14

  1. Краткая аннотация.

На уроках русского языка и литературы ученики часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:

Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?

Какая пословица вам больше нравится и почему?

Объясните смысл этого выражения…

Придумайте рассказ по пословице.

Узнайте пословицу по её началу…

Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.

Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.

В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает наизусть каждый из нас?

Мы, ученицы 6 класса, провели исследование по теме «Красна речь пословицей» . Работа стала познавательной и увлекательной для нас самих. Нами был подобран интересный материал о пословицах, их происхождении и значении. В работе проведено исследование: узнать любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы. В ходе работы над исследовательским проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня, их необходимо знать и изучать, использовать в своей речи.

Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

« Что за роскошь,

Что за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»

А.С.Пушкин

  1. Введение.

Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах.

Что такое пословица? Как зародилась пословица на Руси? Какова её история? В чём особенности русской пословицы? На эти вопросы мы постарались найти ответы.

Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы употребляются чаще? Нужны ли пословицы в нашей жизни?

Все мы - для кого русский язык дорог - несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык - да горами качает!» - говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

  1. Основная часть.

Раздел 1. Из истории пословиц.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XIIвеков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Раздел 2. Что же такое пословица?

Ответ на этот вопрос можно найти у самого В.И. Даля, который дает чёткое определение этому понятию: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми».

Произведения В.И. Даля пестрят пословицами, поговорками. Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, например: «добро – зло», «радость – горе», «труд – лень»; причем всему дается в пословицах оценка.

Существует немало пословиц о самих пословицах:

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,

«Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», « Пень не околица, глупая речь не пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится».

Как видим, народ высоко ценит пословицу. Ведь пословицы дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях. Пословицы никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.

Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц.

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа. Они отражают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе и т.д.

Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. «Без пословицы не проживешь», - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места.

Например: «Куй железо, пока горячо» - эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время - ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе - ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.

Конечно, многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл , но некоторые потеряли свой прямой смысл и употребляются в переносном значении. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле.

О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Тематика пословиц разнообразна: многие связаны с годичным земледельческим циклом (зимние или осенние пословицы), о семье, о труде, о Родине, о матери, о дружбе, об учении, очень много пословиц о человеческих качествах: есть пословицы про лентяев, про глупцов, про невежд.

Раздел 4 . Каковы же художественные особенности пословицы?

Во-первых, пословицы кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:

«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,

«Грибов ищут - по лесу рыщут»,

«Красна изба углами, а обед пирогами»,

«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».

В-третьих, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности.

Раздел 5 . Источники пословиц.

Пословицы и поговорки - это жанры народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытного строя. Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Пословицы и поговорки вобрали в себя мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. За пословицами и поговорками нужно идти в народ.

Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. "В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».

Вот пример одного поучения солдатам: "Благодарю, ребята! С нами Бог! Ура, ребята, ура! Пуля дура - штык молодец! Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую кампанию! Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко!»

Многие пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов . Например: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» и многие другие. Некоторые пословицы возникли из церковных книг . Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: « Бог дал, Бог и взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например из сказок А.С. Пушкина:

Я там был, мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Или «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов),

из басен И. А. Крылова:

«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей . Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х.Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня.

Раздел 6 . Пословица в современной речи.

Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?

Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.

Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.

Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?

Учащимся нашего 6 класса была предложена анкета с вопросами:

Ребята наблюдали за речью своих знакомых и близких людей. Полученные данные были нами обработаны, и вот результат.

  1. Моя любимая пословица. Среди любимых пословиц были названы следующие:

«Семь раз отмерь – один раз отрежь»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ,

« Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, о дружбе.

  1. Пословицы в речи моих родителей.

Ученики назвали пословицы, которые звучат в семье: в речи пап, мам, бабушек, дедушек. Как оказалось, чаще всего звучат пословицы о труде:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».

Получается, что и у родителей преобладают пословицы о труде. Самой употребительной в речи родителей была пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

  1. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.

Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:

Об отношениях между собой: «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;

Для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела»;

Дающие совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  1. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

Наблюдения показали, что наши учителя знают много пословиц о пользе учения, чтения, про лентяев и глупцов, про правду и ложь. Самыми частыми являются пословицы об учении и учёбе:

«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,

«Ученье – свет, а неученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».

Почти все учителя произносят народную мудрость: «Повторенье – мать ученья». Эта пословица по частоте употребления – на первом месте

Мы увидели, что родители, учителя знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как пришлось вспоминать те пословицы, что слышали от родителей и на уроках в школе.

Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: «Тише едешь…», «Не имей сто рублей…»

  1. Заключение .

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.

  1. Список используемых источников и литературы.

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина)

4. http://www.poskart.ru/ о пословице

5. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26 материал о пословицах

6. http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах

  1. Приложение.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
З а н я т и я 13–14

Ц е л и:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить
знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно
употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса
образными выражениями: пословицами и поговорками.
О б о р у д о в а н и е, м а т е р и а л ы, с р е д с т в а н а г л я д н о с т и: В. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием, рисунки к
пословицам.
Х о д з а н я т и я
I. Сообщение темы занятия.
а) В в о д н о е з а д а н и е.
– Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском
языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша
задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
Ц О В С П О А И Л (пословица).
б) В ы с т а в к а к н и г с пословицами и поговорками.
– Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана
мудрость народа.
II. Основная часть.
1. П о н я т и я «пословица» и «поговорка».
а) Уяснение понятия «пословица».
– Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с
назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С.
И. Ожегова.)
– Прочтите пословицу. (Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.)
– Объясните смысл.
б) Поговорки и пословицы обычно изучаются вместе. На практике их часто
путают. Но очень важно видеть в них отличие.

– Что же общего между пословицей и поговоркой?
 Краткость (лаконичность).
 Устойчивость.
 Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании
существуют только в речи).
 Принадлежность к искусству слова.
 Широкая употребляемость.
– Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение,
народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определённый
вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица –
законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда
имеет переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче,
образнее,
охарактеризовать то или иное явление или предмет
действительности, украсить речь.)
2. Р а з д е л и т е и з р е ч е н и я на две группы. Какие это группы? (Пословицы
и поговорки.)
 Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица.)
 Как сыр в масле катается. (Поговорка.)
 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
(Пословица.)
 Готовь сани летом, а зимой телегу. (Пословица.)
 Говорит – что рублём дарит. (Поговорка.)
 Ему говорить – что к стенке горох лепить. (Поговорка.)
 Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица.)
 Решетом воду носит. (Поговорка.)
3. Р у с с к и е п и с а т е л и высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот
некоторые высказывания великих писателей.
Зачитывают заранее подготовленные дети.
а) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы
и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и
укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и
наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по
обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и
дедов».
А. Н. Толстой
которые
запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён
б) «Необозримо многообразие человеческих отношений,

дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания
людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда,
честность и обман, красота истин и уродство предрассудков».
М. А. Шолохов
в) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых –
не занятий, но наслаждений».
Л. Н. Толстой
г) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них
отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, –
словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина
до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
4. П о с л о в и ц ы о п о с л о в и ц а х.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их
смысл.
 Пословица недаром молвится.
 Пословица ведётся, словно веником метётся.
 Пословица – всем делам помощница.
5. В л а д и м и р И в а н о в и ч Д а л ь – собиратель пословиц и поговорок.
– Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
– Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления
письменности.)
– Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (Учёные, поэты,
писатели.)
– Таким писателем был Владимир Иванович Даль.
Даль Владимир Иванович –
известный русский писатель,
лексикограф,
член­
корреспондент Петербургской АН.
Родился 10 ноября 1801 г. в
Екатеринославской губернии,
в
Луганском заводе. Умер в 1871
году.
этнограф,
Окончив курс в морском
корпусе, Даль несколько лет служил
во флоте, но, не вынося моря, вышел
в отставку и поступил в Дерпт­

ский университет на медицинский
факультет.
Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных
областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он
начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863–1866) Даль
был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863). В 1861–
1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
6. И г р ы, к о н к у р с ы, з а н и м а т е л ь н ы е з а д а н и я.
Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз
объясняют смысл пословицы.
1) Р и с у н к и к п о с л о в и ц а м.
– Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках (подготовленных дома
учащимися заранее).
2) И г р а «Перепутаница».
– К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские
пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему­то перепутались.
Помогите человеку, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по
одной каждой команде.)
 Что с возу упало, того не вырубишь топором. (Что с возу упало, то
пропало. Что написано пером, того не вырубишь топором.)
 Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. (Не плюй в колодец,
пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
 Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. (Хочешь есть калачи –
не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)
 Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. (Заставь дурака Богу
молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся.)
3) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
За двумя зайцами
погонишься – ни одного
не поймаешь.

Не рой яму другому,
сам в неё попадёшь.
4) Закончи пословицу. (Начало пословицы читается поочерёдно каждой
команде.)
 Терпенье и труд … (всё перетрут).
 С волками жить – … (по­волчьи выть).
 Что посеешь, … (то и пожнёшь).
 Шила в мешке … (не утаишь).
 Ученье – свет, … (а неученье – тьма).
 Худой мир … (лучше доброй ссоры).
 Один в поле … (не воин).
 На безрыбье … (и рак рыба).
5) Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы.
Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь.
(Волков бояться – в лес не ходить.)
Тен адмы збе гняо.
(Нет дыма без огня.)
6) К о н к у р с «Магические числа».
Назовите пословицы, где встречаются числа.
Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто
рублей, а имей сто друзей. Сто голов – сто умов. Семь раз отмерь, один раз
отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один – за всех, и
все – за одного. Одна пчела много мёду не натаскает.
7) К о н к у р с «Замени пословицами».
 Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
 Беречь время. (Делу – время, потехе – час.)
 Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доводит.)

 Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело.)
 Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши – держись.)
 Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.
Делано наспех, делано на смех.)
8) К о н к у р с «Собери пословицу».
Командам раздаются карточки со словами в начальной форме, из них надо
сложить пословицу, изменив соответственно слова.
Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца, против
(Молодец против овец, а против молодца сам овца.)
Язык, язык, мёд, лёд, на, под, а
(На языке мёд, а под языком лёд.)
9) К о н к у р с «Поле чудес».
На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в
пословице. Командам предлагается назвать по 5–6 букв, а потом отгадать всю
пословицу.
1­я к о м а н д а.
2­я к о м а н д а.
(Язык до Киева доведёт.)
(Повторенье – мать ученья.)
10) К о н к у р с «Угадай».
Командам задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о
какой пословице идёт речь.
 Любишь … (кататься, люби саночки возить).
 Москва … (слезам не верит. Москва не сразу строилась).
 Дарёному … (коню в зубы не смотрят).
 Не в свои … (сани не садись).
 Жизнь... (прожить – не поле перейти).
 Овчинка … (выделки не стоит).
11) К о н к у р с «Угадай пословицу».
– Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть
противоположны по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед

вами пословицы­перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова
не изменены.
Н а д о с к е:
 Новый враг хуже старых двух.
 Всё плохо, что плохо начинается.
За каждую правильно составленную пословицу дается один балл.
12) Т е а т р а л ь н ы й к о н к у р с.
Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны
угадать, о чем идет речь.
1­я к о м а н д а. Ученье – свет, неученье – тьма.
Один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу
умножения или стихотворение, другой держит над ним макет солнца.
Лентяй спит, а за ним ученик держит чёрную бумагу и накрывает ею
лентяя.
2­я к о м а н д а. Что написано пером, того не вырубишь топором.
Один ученик пишет, другой подходит с топором и пытается вырубить, но
не получается.
III. Заключительная часть (рефлексия).
П о д в е д е н и е и т о г о в.
– Чему научились на занятиях?
– Что было самым интересным?
– Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

Оглавление [Показать]

«Красна речь пословицей!» — говорит нам народная мудрость поговорки. Издавна, с незапамятных времён, в русском языке слово «красный» воспринималось как «красивый». Возможно, это произошло из-за любви к красному цвету. На Руси считали, что красный цвет – символ жизни, красоты, здоровья, солнца, любви, энергии, жизненной силы, цвет солнца, символ огня. Считалось — огонь обладает очищающими свойствами. Вот и пошло издревле: «Красна!» Значит красивая. Сейчас «Красна» в значении «красоты» мало употребляется. Но и в нашей жизни мы можем найти такие редкие слова. Например в пословицах, в поговорках… К примеру: «Красная девушка». Это не означает ведь, что она красная, а значит он красивая. Также как пример можно разобрать самую известную площади в России – «Красная площадь». Обозначает «Красивая, богатая.» Ну а теперь к поставленной задаче -«Красна речь пословицей!». Значит красива речь пословицей. Богата речь на пословицы.

  • Красен обед пирогами, река - берегами, сходка - головами.
  • Красен посул, да голоден.
  • Красна баба повоем, а корова удоем.
  • Красна весна, да голодна.
  • Красна весна цветами, осень - снопами.
  • Красна девка до замужества,
  • Красна дорога ездоками, а обед - едоками.
  • Красна пава пером, а жена - нравом.
  • Красна пава перьем, а жена - мужем.
  • Красна птица пением, а человек - умением.
  • Красна птица пером, а человек - умом.
  • Красна река берегами, а обед - пирогами.
  • Красна речь поговоркою.
  • Красна речь с пословицей.
  • Красна речь слушаньем.
  • Красна ягодка, да на вкус горька.
  • Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
  • Красненькая ложечка охлебается, и под лавкой наваляется.
  • Красно бранье отдачею.
  • Красно говорит, а слушать нечего.
  • Красно гумно стогами, а стол - пирогами.
  • Красно, да полиняло; умно, да поветшало.
  • Красно лето - зеленый покос.
  • Красно лето - никому не докучило.
  • Красно поле пшеном, а беседа-умом.
  • Красно поле снопами, а гумно - скирдами.
  • Красному яблоку червоточинка не укор.
  • Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.
  • Красны займы отдачею, а наймы - уплатою.
  • Красны похороны плачем, свадьба - песнями.
  • Красный гроб не для покойника хорош.
  • Красен разговор, да не спор.
  • Красна речь поговоркой.
  • Красна речь пословицей.
  • Красна речь притчею (пословицей).
  • Красна речь умом.
  • Красна речь слушанием.
  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
  • Красна сказка складом, а песня - ладом.
  • Красно поле зерном, а беседа - умом.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Красно поле рожью, а речь ложью.
  • Красное дерево редко, красное слово метко.
  • Красное слово всегда впору.
  • Красное слово не ложь.
  • Красное словцо всегда бывает остро.
  • Красное словцо не ложь.
  • Красную речь красно и слушать.
  • Красному утру не верь!
  • Красный день познается утром.
  • Красна ложечка с похлебочкой.
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
  • Красна милость и в правде.
  • Красна пава пером, а жена нравом.
  • Краснее красна не нарядишься.
  • Красен человек статью.
  • Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.
  • Для красного словца не пощадит (не пожалеет) ни матери, ни отца.

средняя общеобразовательная школа № 000

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Волгоград 2010

« Красна речь пословицей ».

Цели:

· Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

· Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

· Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

· Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

1 конкурс

Всему свое время

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Маленькое дело











– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то… (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле… (не воин)

— Дело мастера… (боится)

3 конкурс

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

· Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

· Когда … на горе свистнет. (Рак. )

· … рубят – щепки летят. (Лес. )

· Не …, так и не мычи. (Корова. )

· Не плюй в… – пригодится воды напиться. (Колодец. )

· Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс


Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва. Введенская и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г. Хлысталова развитие мл. школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68. Волина играя. – М.: Новая школа, 1994г. Морозова в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г. , Пословицы и поговорки народов Востока.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г Шорыгина Т. Пословицы и поговорки. Книголюб, 2008

Проекты по теме:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №100

Кировского района г. Волгограда

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2-4 классов

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

Шлыкова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

Волгоград 2010

«Красна речь пословицей».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование. Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО. У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске: Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится. Пословица — всем делам помощница. – Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения? Дети. Пословицы. У. Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится». Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда … на горе свистнет. (Рак. )

    … рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не …, так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень . Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

Список использованной литературы

    Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва.

    Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г.

    Хлысталова А.Н. Литературное развитие мл.школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г.

    Вавилова Н.С. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68.

    Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.

    Морозова Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г.

    Г. Л. Пермяков, Пословицы и поговорки народов Востока.
    Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г

    Шорыгина Т. Пословицы и поговорки.Книголюб, 2008

Красна речь пословицей

Цели:

– обобщение знаний учащихся о жанре фольклора – пословицах; обогащение словарного запаса учащихся;

– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, истории русского народа

Ход занятия.

« Все великие люди, от Пушкина до Суворова

и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Н. В. Гоголь

Учитель. Сегодня наше занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром в народе говорится: « Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Эпиграфом нашего занятия будут слова великого русского писателя Н.В. Гоголя. (слайд)

Ученики

1 . Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.

2. Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность, во времена язычества или в те времена, когда появилась человеческая речь.

3. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений и умозаключений. Для людей, не владеющих грамотой, пословицы наряду с поговорками, сказками, притчами стали своеобразной формой сохранения и передачи своих наблюдений, своего жизненного опыта, который передавался из уст в уста из поколения в поколение.

4. Они прочно вошли в жизнь человека, благодаря тому, что легко запоминаются, что красят речь, делая её выразительной и образной, благодаря своей краткости, меткости изложения. Поскольку зародились пословицы в простой народной речи, то и отразили они различные этапы народной жизни.

5. Пословицы рождались из наблюдений над действительностью, на основе народного опыта, связи с трудом и бытом народа. Пословицы отображают жизнь народа той эпохи, когда создана эта пословица.

6. Существует много пословиц на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности, воспитывают любовь к Родине, родителям, уважение к старшим. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.

Учитель О самих пословицах народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них. (чтение пословиц с доски).

Так что же такое пословица? (слайд)

Учитель Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы:

« Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».

Можно в Толковом словаре встретить и такое пояснение:

Пословица – это краткое изречение, в которой выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.

Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.

Учитель

Сегодня на нашем занятии мы выявим лучших знатоков пословиц

1.Конкурс

«Закончи пословицу»

1 команда.

Труд человека кормит,(а лень портит).

Кто много говорит,(тот мало делает).

Повторенье – (мать ученья).

Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).

2 команда.

Не спеши языком – (торопись делом).

Сделал дело – (гуляй смело).

Ученье-свет,(а неученье – тьма).

Куй железо, (пока горячо).

2 Конкурс

« Вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах».

(дети из мешка достают предметы)

Книга . (С книгой жить – век не тужить.)

Иголка . (Куда иголка, туда и нитка.)

Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

Яблоко . (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

Перо . (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

3 Конкурс

«Магическая цифра».

Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.
Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек».
- Назовите пословицы, в которых встречается число 7:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
Тайна за семью печатями.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Лук от семи недуг.
Семь ворот, да все в огород.

4 конкурс

«Собери части пословицы».

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда

5 Конкурс

«Угадайка…»

В этом конкурсе вы должны по иллюстрации отгадать пословицу.(слайды)

Домашнее задание: каждая команда иллюстрирует две пословицы

6 Конкурс

«Найди ошибку».

1 команда.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

2 команда.

Трус своей лени боится.

Нашла коза на камень.

Не зная броду, не суйся в моду.

7.Конкурс

Инсценирование пословицы

Ведущий:

На этом наше занятие заканчивается

вы еще раз убедились:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Подведение итогов

Красна речь пословицей

Ход занятия

1. Сообщение темы урока

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2. Выставка книг с пословицами и поговорками

3.Основная часть

Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

Объясните смысл?

(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)

ЦЕЛЬ : Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

Что же общего между ними?

А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели

В) Пословицы о пословицах.

Пословица недаром молвится.

(Портрет)

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

А) Игра «Перепутаница»

Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

В) Игра «Закончи пословицу»

Чтение - лучшее………….(учение)

На безрыбье……..(и рак рыба)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..(не воин)

Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

Д) Конкурс «Магические числа»

Ж) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)
(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

З) Конкурс «Поле чудес»

Е) Конкурс «Угадай»

Досказать пословицу

Овчинка…….(выделки не стоит)

5. Заключительная часть(рефлексия).

Что было самым интересным?

Красна речь пословицей

Ход занятия

1.Сообщение темы урока

–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…

Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2.Выставка книг с пословицами и поговорками

–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

3.Основная часть

Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

Объясните смысл?

(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)

ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

Что же общего между ними?

В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.

Чем пословица отличается от поговорки?

(Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в

ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее,

охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)

А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели

Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

В) Пословицы о пословицах.

Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.

Пословица недаром молвится.

Пословица ведётся, словно веником метётся.

Пословица - всем делам помощница.

Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

Когда появились пословицы и поговорки?

Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)

Таким писателем был Владимир Иванович Даль?

(Портрет)

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

4. Игры, конкурсы, занимательные задания.

(Класс делится на три команды, дети получают задания)

А) Игра «Перепутаница»

К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.

Что с возу упало, того не вырубишь топором.

(Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

(Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.

(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)

Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

(Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)

В) Игра «Закончи пословицу»

(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)

Терпение и труд…………(всё перетрут)

Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)

Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)

Чтение - лучшее………….(учение)

Поспешишь - ………..(людей насмешишь)

Сделал дело -……………(гуляй смело)

С волками жить……..(по-волчьи жить)

Худой мир….(лучше доброй ссоры)

На безрыбье……..(и рак рыба)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..(не воин)

Новый враг хуже……(старых двух)

Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь

Д) Конкурс «Магические числа»

Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)

Ж) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)

(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

З) Конкурс «Поле чудес»

На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.

УЧЕНЬЕ-СВЕТ,НЕУЧЕНИЕ-ТЬМА

Е) Конкурс «Угадай»

Досказать пословицу

Любишь……..(кататься, люби саночки возить)

Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)

Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)

Жизнь………(прожить - не поле перейти)

Овчинка…….(выделки не стоит)

5.Заключительная часть(рефлексия).

Вот и подошло наше занятие к концу.

С чем мы сегодня знакомились на уроке?

Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.

Что было самым интересным?

Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

Загрузка...