domvpavlino.ru

"крылатые" выражения и их значение. Крылатые слова и выражения Пир во время чумы

Старинные поговорки и различные крылатые выражения мы используем в быту каждый день, порой даже не зная истории возникновения таких крылатых фраз. Значения многих этих фраз мы все знаем с детства и уместно пользуемся этими выражениями, они пришли к нам незаметно и упрочились в нашей культуре на века. Откуда произошли эти фразы и выражения?

А ведь у каждой народной мудрости есть своя история, ничто не появляется из ниоткуда. Что же, это очень интересно будет и вам узнать откуда к нам пришли эти крылатые фразы и выражения, пословицы и поговорки!

Откуда пошли выражения

Закадычный друг

«Залить за кадык» - довольно старинное выражение, означало оно в древности дословно «напиться», «выпить много спиртного». Образовавшийся с тех пор фразеологизм «закадычный друг» употребляется по сей день и обозначает он самого близкого друга.

Деньги не пахнут

Корни этого выражения следует искать в Древнем Риме. Сын римского императора Веспасиана как-то упрекнул отца в том, что тот ввёл налог на общественные туалеты. Веспасиан показал сыну поступившие в казну от этого налога деньги и спросил его, пахнут ли деньги. Сын понюхал и дал отрицательный ответ.

Перемывать косточки

Выражение произошло ещё с древних времён. Некоторые народы верили, что нераскаявшийся проклятый грешник после своей смерти выходит из могилы и превращается в упыря или вампира и губит всех, кто попадается на его пути. А для того, чтобы снять заклятье, необходимо выкопать останки мертвеца из могилы и промыть кости покойника чистой водой. Сейчас выражение «перемывать косточки» обозначает не что иное, как грязные сплетни о человеке, псевдоанализ его характера и поведения.

Дышит на ладан

Христианский обычай требовал, что умирающих перед смертью исповедовали священники, а также причащали их и кадили ладаном. Выражение закрепилось. Теперь про болезненных людей или плохо работающие устройства и технику говорят: «дышит на ладан».

Играть на нервах

В древности после того, как врачи открыли в организме существование нервной ткани (нервов), по сходству со струнами музыкальных инструментов назвали нервную ткань на латыни словом струны: nervus. С того момента и пошло выражение, которое означает раздражающие действия - «играть на нервах».

Пошлость

Слово «пошлость» исконно русское, корень которого образован от глагола «пошли». Вплоть до XVII века это слово употреблялось в хорошем, благопристойном значение. Означало оно традиционное, привычное в повседневной жизни людей, то есть то, что совершается по обычаю и произошло, то бишь, ПОШЛО исстари. Однако нагрянувшие реформы русского царя Петра I с их нововведениями искривили это слово, оно потеряло былое уважение и стало означать: «некультурный, отсталый, простоватый» и т.п.

Авгиевы конюшни

Существует легенда, согласно которой царь Авгий был заядлым коневодом, в конюшнях царя находилось 3000 лошадей. По каким-то причинам конюшни никто не чистил целые 30 лет. Почистить эти конюшни поручено было Гераклу. Он направил русло реки Алфеи в конюшни, потоком воды была вымыта вся грязь с конюшен. С тех пор это выражение применяется к загрязнению чего-либо до последнего предела.

Подонки

Остатки жидкости, которая оставалась на дне вместе с осадком раньше называли подонками. По трактирам и кабакам зачастую шлялся всякий сброд, которые допивали мутные остатки алкоголя в стаканах за другими посетителями, очень скоро термин подонки перешёл и на них.

Голубая кровь

Королевская семья, а также и дворянство Испании гордились, что они ведут свою
родословную от вест-готов, в отличии от простого народа, и они никогда не смешивались с маврами, которые проникли в Испанию из Африки. На бледной коже коренных испанцев чётко выделялись синие вены, именно поэтому они гордо себя называли «голубая кровь». Это выражение со временем стало обозначать признак аристократии и перешло во многие народы, в том числе, и в наш.

Дойти до ручки

На Руси пекли калачи обязательно с ручкой, чтобы было удобно носить калачи. Затем ручку отламывали и в целях гигиены выбрасывали. Отломанные ручки подбирали и ели нищие, собаки. Выражение означает - обеднеть вкрай, опуститься, обнищать.

Козёл отпущения

Древнееврейский обряд состоял в том, что в день отпущения грехов первосвященник ложил свои руки на голову козла, как бы возлагая на оного все грехи народа. Отсюда и выражение «козёл отпущения».

Игра не стоит свеч

В старые времена, до изобретения электричества, картёжники собирались для игры вечерами при свечах. Иной раз сделанные ставки и выигрыш победителя были ничтожно малы, настолько, что не окупали даже свечи, горевшие во время игры. Так и появилось это выражение.

Всыпать по первое число

В старину в школе учеников пороли часто, иногда даже без проступков с их стороны, просто для профилактики. Наставник мог проявить усердие в воспитательных работах и доставалось ученикам порой очень сильно. Таких учеников могли освободить от порок, вплоть до первого числа следующего месяца.

Бить баклуши

В старину чурки, отколотые от полена, называли баклушами. Это и были заготовки для деревянной посуды. Для изготовления деревянной посуды не нужны были особые умения и усилия. Это дело считалось очень лёгким. Вот с того времени и повелось - «бить баклуши» (бездельничать).

Не мытьём, так катаньем

В старину женщины в деревнях после стирки буквально «катали» бельё с помощью специальной скалки. Таким образом, хорошо прокатанное бельё получалось выжатым, выглаженным и, к тому же, чистым (даже в случаях некачественной стирки). В наше время мы говорим «не мытьём, так катаньем», что означает достижение заветной цели любым способом.

Дело в шляпе

В старину гонцы, которые доставляли адресатам почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень ценные важные бумаги, или «дела», дабы таким образом спрятать от чужих глаз важные документы и не привлекать к себе внимание грабителей. Отсюда и происходит популярное и по сей день выражение «дело в шляпе».

Вернёмся к нашим баранам

Во французской комедии времён Средневековья богатый суконщик подал в суд на пастуха, укравшего у него овец. Во время заседания суда суконщик забыл о пастухе и переключился на его адвоката, который, как оказалось, не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья, видя что суконщика занесло не в то русло, прервал его словами: «Вернёмся к нашим баранам». С того времени выражение стало крылатым.

Внести свою лепту

В Древней Греции была в обороте лепта (мелкая монета). В евангельской притче бедная вдова пожертвовала две последние лепты на строительство храма. Отсюда и выражение - «внести свою лепту».

Верста коломенская

В XVIIвеке по распоряжению правившего в то время царя Алексея Михайловича, был произведён замер расстояния между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском, в результате которого были установлены очень высокие верстовые столбы. С тех самых пор повелось называть «верста коломенская» очень высоких и худых людей.

Гнаться за длинным рублём

В XIII веке на Руси денежной и весовой единицей была гривна, которая делилась на 4 части («рубля»). Более увесистый, чем другие, остаток слитка называли «длинным рублём». Выражение «гнаться за длинным рублём» означает лёгкий и хороший заработок.

Газетные утки

Бельгийский юморист Корнелиссен опубликовал в газете заметку, про то, как один учёный купил 20 уток, разрубил одну из них и скормил её остальным 19 уткам. Немного спустя он поступил точно так же и с другой, третьей, четвёртой, и т. д. В итоге у него осталась одна-единственная утка, которая съела всех своих 19 подруг. Заметка была выложена с целью поиздеваться над легковерием читателей. С тех пор повелось называть лживые новости не как иначе, как «газетные утки».

Отмывание денег

Истоки выражения идут в Америку, в начало XX века. Аль Капоне было трудно тратить добытые нечестным путём деньги, ведь он постоянно был под пристальным вниманием спецслужб. Для того, чтобы была возможность спокойно тратить эти деньги и не попасться полиции, Капоне создал огромную сеть прачечных, в которых были очень низкие цены. Поэтому полиции было сложно отследить реально количество клиентов, появилась возможность писать абсолютно любые доходы прачечных. Отсюда и пошло популярное сейчас выражение «отмывать деньги». Количество прачечных с того времени осталось огромным, цены на их услуги низкие до сих пор, поэтому в США принято бельё стирать не дома, а в прачечных.

Сирота казанская

Как только Иван Грозный взял Казань, решил привязать к себе местную аристократию. Для этого он награждал добровольно приходивших к нему высокопоставленных лиц Казани. Многие из татар, желая получить хорошие богатые подарки, притворялись тяжело пострадавшими от войны.

Шиворот-навыворот

Откуда же взялось это популярное выражение, которое применяется, когда человек что-то неправильно одел или сделал? Во времена правления царя Ивана Грозного на Руси расшитый воротник был знаком достоинства того или иного вельможи, а назывался этот воротник «шиворот». Если такой достойный боярин или вельможа чем-либо разгневает царя или подвергался царской опале, его по обычаю спиной вперёд сажали на тощую клячу, вывернув предварительно одежду наизнанку. С тех самых пор и закрепилось выражение «шиворот-навыворот», что означало «наоборот, неправильно».

Из-под палки

Выражение «из-под палки» берёт свои корни из цирковых номеров, в которых дрессировщики заставляют животных прыгать через палку. Данный фразеологический оборот употребляется с XIX века. Означает он, что человека заставляют работать, принуждают к какому-либо действию или поведению, чего делать он на самом деле не хочет. Данный фразеологический образ связан с противопоставлением «воля - неволя». Данная метафора уподобляет человека животному или рабу, который вынужден что-либо делать или работать под страхом физического наказания.

В час по чайной ложке

Это крылатое выражение появилось ещё в довольно далёкие для нас времена благодаря аптекарям. Аптекари в те непростые времена сами составляли микстуры, лечебные мази и настои от многих болезнях. По существовавшим с тех времён правилам на каждой бутылочке лечебной смеси должна быть инструкция (рецепт) по применению данного лекарства. Тогда ещё измеряли не в каплях, как в основном сейчас, а в чайных ложках. Например, 1 чайная ложка на стакан воды. Такие лекарства в те времена нужно было принимать строго по часам, а длилось лечение обычно довольно долго. Отсюда и значение данного крылатого выражения. Сейчас выражение «в час по чайной ложке» означает длительный и медлительный процесс какого-либо действия с временными промежутками, в весьма незначительном масштабе.

Попасть впросак

Попасть впросак - означает оказаться в неловком положении. Просак - древний средневековый специальный канатный станок для плетения канатов и кручения верёвок. Он имел весьма сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в его механизм одежды, волос или бороды могло даже стоить человеку жизни. Данное выражение первоначально имело даже некогда конкретный смысл, дословно - «нечаянно попасть в закрученные верёвки».

Обычно данное выражение подразумевает собой сконфузиться, опростоволоситься, попасть в неприятную ситуацию, опозориться в некоем роде, сесть в лужу, облажаться как говорят в наши дни, ударить лицом в грязь.

Халява и на халяву

Откуда произошло слово «халява»?

Халявой нашими предками называлось голенище сапога. Обычно нижняя часть сапога (головка) изнашивалась намного быстрее, чем голенище халява. Поэтому для экономии предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие обновлённые можно сказать сапоги - пришитые «на халяву» - были намного дешевле их новых собратьев.

Зарубить на носу

Выражение «зарубить на носу» пришло к нам из глубокой древности. Раньше у наших предков термин «нос» означал дощечки для записей, которые использовались в качестве старинных блокнотов - на них делали всевозможные заметки или правильнее будет тут даже сказать зарубки на память. Вот с тех времён и появилось выражение «зарубить на носу». Если брали в долг деньги, то на таких дощечках писали долг и отдавали его кредитору в качестве долговых обязательств. И если долг не был возвращён, кредитор «оставался с носом», то есть с простой дощечкой вместо одолженных денег.

Принц на белом коне

Выражение современных принцесс про ожидания «принца на белом коне» возникло в средневековой Европе. В то время на красивых белых лошадях в честь особых праздников выезжали королевские особы, на конях этой же масти участвовали в турнирах самые высокопочитаемые рыцари. Вот с того времени и пошло выражение о принцах на белых конях, ведь статный белый конь считался символом величия, а также красоты и славы.

За тридевять земель

Где же это находится? В древнеславянских сказках это выражение расстояния «за тридевять земель» встречается очень часто. Означает оно, что находится объект ну очень далеко. Корни выражения уходят во времена Киевской Руси. Тогда существовала десятеричная и девятеричная системы исчисления. Так вот по девятеричной системе, в основе которой была цифра 9, максимальная шкала для стандартов сказки, увеличивающей всё в трёхкратном размере, была взята цифра тридевять, то есть три раза по девять. Отсюда и пошло это выражение...

Иду на вы

Что значит выражение «иду на вы»? Известно это выражение со времён Киевской Руси. Великий князь и Светлый воин Святослав перед воинским походом всегда посылал во вражеские земли весть-предупреждение «Иду на вы!», что означало наступление, атаку - иду на вас. Во времена Киевской Руси на «вы» наши предки называли именно врагов, а не для почтения малознакомых и людей старших по возрасту.

Предупредить врага о нападении было делом чести. В кодекс воинской чести, в древние традиции Славяно-Ариев также входил запрет стрелять или нападать с оружием на безоружного или же не равного по силе противника. Кодекса воинской чести строго придерживались уважающие себя и своих предков, в том числе и великий князь Святослав.

За душой ничего нет

В старину наши предки считали, что душа человека находится в ямочке на шее между ключицами.
В этом же месте на груди по обычаю хранили деньги. Поэтому о бедном человеке говорили и говорят также и сейчас, что у него «за душой ничего нет».

Шито белыми нитками

Данный фразеологизм происходит от портняжных корней. Чтобы видеть при стачивании как сшить детали, сначала их наспех сшивают белыми нитками, так сказать, черновой или пробный вариант, чтобы потом уже аккуратно сшить все детали. Отсюда и смысл выражения: наспех собранное дело или работа, то бишь «на черновую», может подразумевать халатность и обман в деле. Часто применяется в юридических народных терминах, когда следователь работает над делом.

Семь пядей во лбу

Кстати, это выражение говорит не об очень высоком интеллекте человека, как у нас обычно принято считать. Это выражение про возраст. Да-да. Пядь - это древняя русская мера длины, которая равна в пересчёте на сантиметры (международную единицу измерения длины) 17,78 см. 7 пядей во лбу - это рост человека, равен он 124 см, обычно до этой отметки дети вырастали к 7 годам. В это время детям давали имена и начинали обучать (мальчиков - мужскому ремеслу, девочек - женскому). До этого возраста детей обычно не различали по половому признаку и носили они одинаковые одежды. Кстати, до 7 лет у них обычно и не было имён, называли просто - чадо.

В поисках Эльдорадо

Эльдора́до (в переводе с испанского языка El Dorado означает «золотой») - это мифическая страна в Южной Америки, которая богата золотом и драгоценными камнями. Её искали конкистадоры XVI века. В переносном смысле «эльдорадо» часто называют то место, где можно быстро обогатиться.

Карачун пришёл

Есть такие народные выражения, которые не всем могут быть понятны: «Карачун пришёл», «Карачун схватил». Значение: кто-то, кто-либо внезапно скончался, умер или погиб... Карачун (или Чернобог) в древней славянской мифологии языческих времён - подземный бог смерти и морозов, к тому же он совсем не добрый дух, а наоборот - злой. Кстати, его чествование приходится на день зимнего солнцестояния (21-22 декабря).

О мёртвых или хорошо или ничего

Подразумевается, что о мёртвых говорят или хорошо, или вообще никак. Данное выражение дошло в достаточно серьёзном видоизменённом виде до наших дней с глубины веков. В древности это выражение звучало так: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды» . Это довольно известное изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), а рассказывает про него историк Диоген Лаэртский (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов». Таким образом обрезанное выражение со временем утратило своё первоначальное значение и воспринимается теперь совсем по-другому.

Доводить до белого каления

Часто можно в разговорной речи услышать, как кто-то доводит кого-то до белого каления. Значение выражения: разгорячить до сильных эмоций, приводить кого-либо в состояние крайнего раздражения или даже полной потери самообладания. Откуда и как произошёл данный оборот речи? Всё просто. При постепенном нагревании металла он становится красным, а вот при его дальнейшем нагревании до очень высокой температуры металл становится белым. Накалить, то есть, разогреть. Каление по сути - это очень сильное нагревание, отсюда и выражение.

Все дороги ведут в Рим

Во времена Римской Империи (27 год до нашей эры - 476 год нашей эры) Рим пытался расширить свои территории путём военных завоеваний. Активно строились города, мосты, дороги для лучшей взаимосвязи между провинциями империи и столицей (для сбора податей, приезда курьеров и послов, быстрого прихода легионов для подавления бунтов). Римляне были первыми, кто строил дороги и естественно строительство велось из Рима, из столицы Империи. Современные учёные говорят, что основные трассы построены именно на древних старинных римских дорогах, которым уже тысячи лет.

Женщина бальзаковского возраста

Сколько лет женщинам бальзаковского возраста? Оноре де Бальзак, известный французский писатель XIX века написал роман «Тридцатилетняя женщина», который стал довольно популярен. Поэтому «бальзаковский возраст», «бальзаковская женщина» или «бальзаковская героиня» - это женщина 30-40 лет, которая уже познала жизненную мудрость и житейский опыт. Кстати, роман очень интересный, как и другие романы Оноре де Бальзака.

Ахиллесова пята

Мифология Древней Греции рассказывает нам о легендарном и величайшем герое Ахиллесе, сыне морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Для того, чтобы Ахиллес стал неуязвимым и сильным подобно богам, мать искупала его в водах священной реки Стикс, но так как держаа сына она за пятку, чтобы не уронить, именно эта часть тела и осталась уязвимой у Ахиллеса. Троянец Парис угодил Ахиллесу в пятку стрелой, отчего герой погиб...

Современная анатомия именует сухожилие над пяточной костью у человека «ахиллесовым». Само же выражение «ахиллесова пята» с древности обозначает слабое и уязвимое место человека.

Расставить все точки над І

Откуда взялось это довольно популярное выражение? Наверное, из Средневековья, от переписчиков книг в те времена.

Приблизительно в XI веке в текстах западноевропейских манускриптов появляется точка над буквой і (до этого буква писалась без точки). При слитном написании букв в словах курсивом (без отрыва букв друг от друга) чёрточка могла затеряться среди других букв и текст становился трудночитабельным. Для того, чтобы чётче обозначить эту букву и облегчить чтение текстов и была введена точка над буквой і. А точки ставили уже после того, как текст на странице уже был написан. Сейчас выражение означает: внести ясность, довести дело до конца.

Кстати, эта поговорка имеет продолжение и полностью звучит так «Расставить все точки над і и перечеркнуть t». Но вот вторая часть у нас не прижилась.

Танталовы муки

Что означает выражение «испытывать танталовы муки» ? Тантал - согласно древнегреческой мифологии царь Сипила во Фригии, который за оскорбление, нанесённое богам, был низвергнут к Аиду в подземное царство. Там Тантал испытывал нестерпимые муки голода и жажды. Самое интересное в том, что при этом он стоял в воде по самое горло, а возле него росли на деревьях прекрасные плоды и ветки с плодами были совсем рядышком - нужно было только дотянуться. Однако, как только Тантал пытался сорвать плод или попить воды, ветвь отклонялась от него в сторону, а вода утекала. Танталовы муки означают невозможность получить желаемое, которое находится совсем рядом.

Патовая ситуация

Пат - это особенное положение в шахматах, при котором сторона с правом выполнения хода не может им воспользоваться, король при этом под шахом не находится. В итоге - ничья. Выражение «патовая ситуация» может вполне означать невозможность каких-либо действий с обеих сторон, возможно даже в некотором роде означать безвыходность ситуации.

Помимо воли в нашей памяти оседает множество речений, которые мы слышим и видим (например, на рекламных плакатах), высказываний писателей, с которыми мы знакомимся уже в детские годы. Выражения, представляющие собой краткие цитаты или вообще восходящие к какому-либо литературному произведению, а также изречения, принадлежащие или приписываемые историческим лицам, политическим, общественным деятелям, вообще известным людям, вошедшие в нашу речь, называются крылатыми словами и тоже изучаются фразеологией. Само выражение «крылатое слово» восходит к текстам Гомера («Между собой обменялись словами крылатыми тихо») и обозначает поэтический образ – речь человека. В дальнейшем оборот получил распространение в науке о языке.

Источники крылатых слов разнообразны. Прежде всего – это литература, для русского языка и словесной культуры наибольший интерес представляет русская литература.

Например: Служить бы рад, прислуживаться тошно (Грибоедов); Человек в футляре (Чехов); Сильнее кошки зверя нет (Крылов); Не хочу учиться, хочу жениться (Фонвизин); Поверить алгеброй гармонию (Пушкин); Подожди немного, отдохнешь и ты! (Лермонтов); Растекаться мыслью по древу («Слово о полку Игореве»).

Распространены выражения, восходящие к произведениям зарубежных авторов. Например, много крылатых слов, соотносимых с произведениями Шекспира. Ср.: Башмаков она еще не износила («Башмаков она еще не износила, В которых шла за гробом мужа <...> Слез ее коварных Следы не высохли – она жена другого» («Гамлет»); цитата употребляется при характеристике женского непостоянства или вообще – быстрой смены убеждений, беспринципности);

Быть или не быть вот в чем вопрос («Гамлет»);

Коня! Коня! Полцарства за коня! («Ричард III»);

Много шуму из ничего (название комедии, ставшее поговоркой).

Многие крылатые выражения восходят к Библии их называют библеизмами. При этом нередко они имеют церковнославянскую форму (церковно-славянский язык оказал огромное влияние на развитие русского литературного языка).

Ср.: алчущие и жаждущие; блудный сын; в поте лица; лепта вдовицы; вложить персты в язвы; врачу, исцелися сам; всяческая суета; да минует меня чаша сия; злоба дня; скрежет зубовный; избиение младенцев; ищите и обрящете; краеугольный камень; козел отпущения; ложь во спасение; злачное место; перековать мечи на орала; не мечите бисера перед свиньями; негде главу преклонить; нищие духом; умывать руки и др.

Показательно, что нередко современное употребление библеизма расходится с его первоначальным (исходным) значением. Например, выражение злачное место в Библии означает приятное, изобильное место, в современном же языке оно употребляется иронически, характеризуя место с сомнительной репутацией.

Исходное значение библеизма может затемняться. Так, выражение злоба дня (на злобу дня) восходит к более развернутому евангельскому изречению, которое часто употреблялось в текстах русских писателей XIX века в церковнославянской форме довлеет дневи злоба его, что буквально означает «довольно для каждого дня своей заботы».

Состав крылатых слов изменяется, пополняется. Вот примеры выражений, вошедших в русский язык за последние 10–20 лет:

Факультет ненужных вещей (заглавие романа Ю. Домбровского);

Холодное лето пятьдесят третьего (название фильма, сценарий Э. Дубровского);

Восток дело тонкое; Гюльчатай, открой личико; опять икра, хоть бы хлеба купила; за державу обидно; таможня дает добро (из фильма «Белое солнце пустыни», сценарий В. Ежова и Р. Ибрагимбекова, режиссер В. Мотыль);

Осенний марафон (название фильма, сценарий А. Володина);

Хорошо сидим (слова из этого же фильма);

Жираф большой ему видней (В. Высоцкий);

Социализм с человеческим лицом (А. Дубчек);

Эскадрон моих мыслей шальных (О. Газманов «Эскадрон»);

Упал отжался (фраза приписана «кукле» генерала А. Лебедя в телепередаче НТВ «Куклы»);

Борис, ты не прав; чертовски хочется работать! (из выступления Е. Лигачева).

Особенностью крылатых выражений является их речевая вариантность, нормальная для их функционирования. Так, высказывание из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (слова Молчалина) употребляется следующим образом:

Съезд и сессия сделали активных депутатов... людьми, всегда могущими сметь свое суждение иметь («Лит. газета»);

Полемические заметки о местной печати: свое суждение иметь... («Правда»);

Свое суждение? иметь! («Огонек»).

В качестве очень часто применяемого выражения можно привести слова в Европу прорубить окно из вступления к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Показательно, что само выражение – «не совсем» пушкинское. В примечаниях к поэме Пушкин отметил, что слова принадлежат итальянцу Альгаротти: «Петербург – окно, сквозь которое Россия смотрит в Европу». Выражение получило жизнь в языке, но уже как пушкинское. Его «модификации» очень разнообразны. Наиболее распространенное значение «об основании Санкт-Петербурга, открывшего России путь в Западную Европу»:

Россия была вынуждена ходом исторических событий и насущными экономическими требованиями того времени «прорубить» у берегов Финского залива «окно в Европу» (М. С. Бунин. Мосты Ленинграда).

Если Петр Первый прорубил окно в Европу, то яхтсмены залива Петра Великого пробивают дорогу в парусный мир (М. Петрина. Белеет парус неодинокий).

Значение выражения развивается, расширяется, поэтому вполне нормативно употребление его при характеристике внешней политики Петра I:

С руками плотника, царь обладал воображением и волей настоящего государственного деятеля. Прорубая окно в Европу, Петр хотел процветания своей страны. Нидерланды триста лет тому назад одними из первых сказали России «да» и сегодня отвечают так же... («Санкт-Петербургские ведомости»).

Крылатое выражение может изменяться, «оставаясь собой». Конечно, можно сказать, что в этом случае происходит искажение Пушкина, но такая оценка представляется слишком категоричной, главным судьей здесь остается наш языковой вкус, чувство уместности. Ср.:

Окно, раскрытое Петром, было не только окном в Европу, оно было и окном в жизнь (И. Эренбург. За жизнь);

«Перекрестясь» и «с Богом» – русский выплывал в море, Андрей Боголюбский бежал из Киева в Суздальскую землю, и Петр бежал из Москвы в Петербург, встречать голландские корабли и рубить окно к Западу и свету (В. В. Розанов. Из оценок русского народа);

Смотрит Петр I на результаты прорубания окна в Европу... («Час пик»).

Нередко возникает словесная игра, основанная на буквальном понимании значения слов, входящих в состав крылатого выражения:

Запад примечает, что мы по-прежнему смотрим на него если не через прорезь прицела, то сквозь прорубленное Петром Первым окно, которое давно застеклено образом врага («Собеседник»);

Не говорил, но мог бы сказать Козьма Прутков: прорубая окно в Европу, думай о технике безопасности, иначе может порушиться не слишком-то прочное здание («Моск. новости»);

Большую роль для молодого поэта сыграла и перемена обстановки. Чужие страны, в которых он побывал. Не только «окно в Европу» раскрылось перед ним, но и тяжелые, окованные зноем двери Африки и Латинской Америки (В. Инбер. Любовь к мысли).

Итак, устойчивые обороты используются для того, чтобы сделать речь более образной, меткой, точной. И хотя их употребление придает нашему языку особую выразительность, относиться к этим средствам нужно с осторожностью, чувством меры. Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова могут быть источником речевых ошибок, поэтому необходима внимательность и аккуратность, но не чрезмерная, связанная с чувством речевой неполноценности, страхом перед словом.

ЗАДАНИЯ

1. Выделите собственно фразеологизмы и смежные явления. Распределите их по двум группам.

Как пить дать, как две капли воды, красный как рак, хитрый как лиса, кричать во всю ивановскую, наносить удар, прийти к согласию, издавать стон, читать лекцию, предавать забвению, производить выстрел, положить конец, не за горами, добрый молодец, правая рука, серебряная свадьба, апоплексический удар, верительные грамоты, железная дорога, черепная коробка, ушная раковина, коробка скоростей, удельный вес, возводить в квадрат, стартовая площадка, центр тяжести, бабье лето, кишка тонка, знай наших, давать зеленую улицу, несмотря на то что, даром что, ввиду того что, так как, щурить глаза, осиная талия, закадычный друг, окладистая борода, заразительно смеяться, Лисий Нос, Бермудский треугольник.

2. От следующих фразеологизмов образуйте варианты (например: ума/уму помрачение и т. п.).

3. Объясните ассоциации, приведенные в ассоциативных словарях русского языка (называется слово и вслед за ним – то, что возникает в памяти первым). Определите выражение, лежащее в основе ассоциации.

Копейка → задушиться; кровь → с молоком; лес → рубят; бесполезный → мартышкин; масло → масляное; мыло → на шило; золото → молчание; садиться → не в свои сани; иметь → сто друзей; огонь → и меч; остаться → на бобах; плыть → по течению; показывать → кузькину мать; морда → кирпичом; орел → высокого полета; странный → себе на уме; семь → пядь; так → эдак; упасть → в моих глазах; хорошо → сидим; упасть → с воза.

4. Образуйте вариант фразеологизма, заменив один из компонентов.

Седьмая вода на киселе, умываться слезами, мотать себе на ус, медведь на ухо наступил, пересчитать косточки, поддеть на удочку, котелок варит, трогать за душу, брать за горло, псу под хвост, вылупить глаза, намылить шею.

5. Определите факультативный (необязательный) компонент фразеологизма. Что происходит с выражением, если этот компонент не употребляется?

Ни бе, ни ме, ни кукареку; и в ус себе не дует; не поверить своим ушам; ни аза в глаза; выворачивать душу наизнанку; трястись над каждой копейкой; оседлать своего любимого конька; толочь воду в ступе; грош цена в базарный день; держи карман шире.

6. Измените фразеологизмы так, чтобы они звучали более современно.

Пойти на попятный двор; пускаться во все тяжкие колокола; и вся недолга песня; ни кола, ни двора, ни куриного пера; ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса; не все дома, половина поехала; как с гуся вода небывалые слова.

7. Назовите слово, восходящее к фразеологизму и получившее самостоятельное употребление; определите его значение, подберите к нему синонимичные выражения.

Тронуться с ума, всыпать розог, преставиться в царствие небесное, здорово живешь, шишка на ровном месте.

8. Составьте предложения со следующими фразеологизмами:

коломенская верста, тертый калач, подложить свинью, заморить червячка, без царя в голове, как аршин проглотил, как сивый мерин, драть как Сидорову козу, кошки скребут на душе, черт возьми, хоть караул кричи, как бы не так, кот наплакал.

9. Исправьте выделенные выражения, зафиксированные в средствах массовой информации. Объясните причины речевой неточности.

Я перед дирекцией «Радио "Maximum"» поставила ультиматум («Радио "Maximum"»); Все считали, что мы с Димой очень красивая пара, все нам очень завидовали. Мы всегда были вместе, мне казалось, что без него я не смогу прожить ни минуты. Но тут, как гроза среди ясного неба , Диму отчислили из института и призвали в армию («Калейдоскоп»); Этот пример тоже льет воду на мои весы (устная речь); У нас так принято: становишься депутатом и наобещаешь всего с много коробов («Радио "Петербург"»); Из этой ситуации я делаю вывод, что кто-то подкладывает В. В. Путину медвежью услугу (С. Степашин); Наконец-то этот ребус распутан : задержаны трое бандитов, нигде не работающих, неоднократно судимых за тяжкие преступления («Моск. комсомолец»); Виной всему – коррупция. Чиновники обворовывают нас – российский народ – денно и нощно... Может ли депутат Государственной Думы хоть что-то с этим сделать? Мне кажется, что у доброй половины этих самых депутатов у самих – харя в пуху ... («Невский обозреватель». Письмо читателя); У «Правого дела» в Иркутске объявились враги: они уже во второй раз обливают грязью лидеров СПС на широкоформатных рекламных щитах («Дайджест избирателя»); И еще у меня возник вопрос, который меня как шоком ошпарил (НТВ. «Глас народа»).

10 . Дайте оценку высказываниям из современной прессы. Определите, нужно ли исправлять выделенные слова и выражения. Если нужно, внесите исправления.

Власть – это все наносное . Надо с иронией к этому относиться, понимая, что огромное количество фимиама относится к должности, а не к человеку. А должность – это преходящее . («АиФ»); Британский представитель явно стремится войти в историю. Но известно, что можно в нее и влипнуть («Лит. газета»); Куда реже и чаще всего сквозь зубы вспоминается сейчас о том, что диссидент советских времен Солженицын остался, по сути, диссидентом и в нынешней России («Санкт-Петербургские ведомости»).

11. Определите строгую (словарную) форму, скрытую за выделенным выражением. Попытайтесь объяснить причины речевых изменений и дайте им оценку.

Я привык правду резать и... никакого черта не боюсь (А. П. Чехов. Юбилей).

Ненавижу правдолюбцев из-за угла... Режут правду-матку за спиной. Карманные робеспьеры! (Ю. Бондарев. Родственники).

Ненавижу эту наглую манеру говорить, нетляпать правду. .. Вроде бы скажешь правду, врежешь правду-матку в глаза, в лоб ичувствуешь себя высокоморальным (Ю. Крелин. Хочу, чтобы меня любили).

Сначала... вы резали правду-матку в разговоре с доктором Константиновой, потом вы ее резали на допросах, и сейчас ее режете. По-моему, вы ее уже совсем зарезали (А. Вайнер, Г. Вайнер. Визит к минотавру).

Вы все мировыми категориями по башке оглоушиваете, все вселенскими масштабами. А скажите... как вы-то сами в бытие правду-матку утверждаете в наши-то либеральнейшие времена? В своем краю родных берез... хоть мизинчиком пошевелили? (Ю. Бондарев. Выбор).

Природа постановила, чтобы человек в известный период своей жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (А. П. Чехов).

Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (А. П. Чехов. Письмо А. Н. Плетневу).

Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия – пресволочнейшая штуковина: Существует и ни в зуб ногой (В. В. Маяковский. Юбилейное).

Ракеты, как говорится, дышат на ладан. Допустимый по техническим нормам срок их хранения истек. В любой момент снаряды могут взорваться и привести к потрясающей по своим последствиям катастрофе (В. Тарасов. Совершается преступление).

13. Определите происхождение контаминаций. Например: тянуть лямку + влачить жалкое существование = влачить лямку.

«Мне лично на эти кассеты до лампочки», – сказал он. «Что значит до лампочки? – строго сказал Лагунов. – Выбирайте выражения» (Д. Гранин. Иду на грозу).

И все ты форсишь, и все ты политикой занимаешься... Картины нужно хорошие писать, а твои махинации лыком шиты (А. Н. Толстой. Егор Абазов).

Зря тратили порох, молодой человек. Рассказ напечатать нельзя. За одного исправника нам пропишут кузькину мать (К. Паустовский. Золотая роза).

Муженек наш ясный, Илья Антоныч, обо всем как есть с тобой обговорит и деньги платить будет хоть по гроб доски (К. Федин. Костер).

14. Продолжите ряд близких по значению фразеологизмов.

в мгновение ока, в один миг, ...

во весь дух, во весь опор, во весь мах, ...

во что бы то ни стало, ...

в подметки не годится, ...

душа нараспашку, ...

поджилки трясутся, ...

кошки скребут на душе, ...

развесить уши, ...

15 . Закончите выражения, объясните их. Если возможно, дайте варианты (замените или измените слово). Например: Ариаднина... – Ариаднина нить – нить Ариадны. Объяснение: «Способ, помогающий выйти из трудного положения». По мифу, Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла асринскому герою Тезею, убившему Минотавра (полубыка-получеловека), выбраться из лабиринта с помощью нити, прикрепленной у входа»; Без году... – без году (года) неделя. Объяснение: «Совсем недавно, в течение короткого срока (быть, работать, жить и т. п. где-либо). Часто с оттенком неодобрения». Попробуйте дать синонимичные выражения.

Бередить... ; брать быка... ; быльем... ; в трех соснах... ; в шею... ; валять... ; вилять... ; волком... ; вынь да... ; дрожать над каждой... ; как дважды... ; мурашки бегают по... ; не от мира... ; ни богу свечка, ни... ; от аза до... ; изобретать... ; король... ; корыто...; притягивать за... ; из пушки не... ; мелким бесом... ; рвать на себе... ; беречь как... ; седьмая вода на... ; спустя... ; ставить точки над...; прописать...; того и...; филькина...; Фома...; шишка на... .

16. Используя исходное слово, назовите несколько фразеологизмов, возникающих в памяти. Например: шея – шею намылить, шею свернуть; второй – вторая молодость, вторая натура, до второго пришествия. Объясните их. В случае затруднений обратитесь к словарю.

Хоть... ; входить (войти) ... ; выжимать... ; волк... ; глаз... ; душа... ; семь... ; зуб... ; ухо... ; корыто... ; играть... ; пробка... ; кожа... ; как... ; грош... ; во весь (все, всё, всю) ... ; камень... ; китайский... ; локоть... ; не из робкого... ; голова... ; заяц... ; нога... ; лепет... ; крыша... ; страус... ; нос... ; голос... ; вода... ; Ерёма... ; Кузьма... ; Юрий... ; Сидор... ; горох... ; Адам, Ева... ; Москва... ; Киев... ; Мономах... ; Герострат....

17. Найдите крылатые выражения и определите их происхождение.

[Заголовок] Ночь перед Рождеством в 1927 году («Огонек»).

Стоит ему достичь степеней известных, он автоматически начинает «рубить» [т. е. вмешиваться в чужие дела, поучать] во всем («Лит. газета»).

[Заголовок] Комплексный ужин: угощение или наказание? («Лит. газета»).

Кто виноват? Что делать? С чего начать? Три этих «вечных» вопроса не перестают будоражить нашу общественность и сегодня («Смена»).

Этот скверик гражданского типа –

Свежестриженный, светлый, сквозной,

Весь от кинотеатра до тира

Подчиненный идее одной,

Этот, с огнеупорной конторой,

Этот липовый маршевый путь,

Выводящий к фонтану, который

Никому не удастся заткнуть!

(Е. Дьякова)

«Давайте говорить друг другу комплименты...» Не надо эти слова понимать прямолинейно. Давайте спорить, но с чувством доброжелательства по отношению к собеседнику («Лит. газета»).

[Заголовок] Больной скорее жив, чем мертв. [В тексте] Наша медицина– на пути к выздоровлению («Вечерний Петербург»).

И мы, проникаясь его беспокойством, вдруг почувствовали в главном лесничем того человека, который считает себя в ответе за все... Вот такая она, сказка русского леса («Коме, правда»).

[Заголовок] Ох, рано встает охрана! [В тексте] В воскресенье исполнится сорок три года со дня образования вневедомственной охраны («Час пик»).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

Бобунова М. А. Не вырубишь топором // Русская речь. 1992 №5.

Горлов В. В. Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газеты // Русский язык в школе. 1992. № 5–6.

Дровникова Л. Н. «Имеют место быть... персоналии» // Русская речь. 1998. №2.

Кривенко Б. В. Фразеология и газетная речь // Русская речь. 1993. №3.

Мокиенко В. М. В какой просак попал простак // Русская речь. 1992. №1.

Нефедъева Л. И. Власти предержащие и власть имущие // Русская речь. 1999. №5.

ЭмироваА. М. Фразеология перестройки: тематика и семантика // Русский язык в школе. 1990. № 3.


Публикуем сборник истинных значений русских крылатых выражений и поговорок, которые знакомы буквально каждому с пелёнок. Узнать об истории происхождения этих идиом - настоящее удовольствие для всех ценителей нашего богатого языка!

1. Почему на западе испугались хрущёвской «кузькиной матери»?
Знаменитую фразу Хрущёва «Я вам покажу кузькину мать!» на ассамблее ООН перевели буквально - «Kuzma’s mother». Смысл фразы был совершенно непонятен и от этого угроза приобрела совершенно зловещий характер. Впоследствии выражение «кузькина мать» использовалось также для обозначения атомных бомб СССР.

2. Откуда взялось выражение «после дождичка в четверг»?
Выражение «после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

3. Кто впервые сказал: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет»?
Выражение «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор - сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч - мечом погибнут».

4. Откуда взялось выражение «игра не стоит свеч»?
Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

5. Откуда взялось выражение «Москва слезам не верит»?
Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

6. Откуда взялось выражение «дело пахнет керосином»?
В фельетоне Кольцова 1924 года рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение «дело пахнет керосином».

7. Откуда взялось выражение «за душой ничего нет»?
В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

8. Откуда взялось выражение «бить баклуши»?
В старину отколотые от полена чурки - заготовки для деревянной посуды - называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

9. Откуда взялось выражение «не мытьём, так катаньем»?
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

10. Откуда взялось выражение «дело в шляпе»?
В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

11. Откуда взялось выражение «вернёмся к нашим баранам»?
В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.

12. Откуда взялось выражение «внести свою лепту»?
В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».

13. Откуда взялось выражение «верста коломенская»?
В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михай­ловича между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

14. Откуда взялось выражение «гнаться за длинным рублём»?
В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок - «гнаться за длинным рублём».

15. Откуда взялось выражение «газетная утка»?
«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».

В-1

1 «Отцом истории» принято называть:

а) Полибия б) Геродота

в) Гомера в) Цезаря

2.Какая империя пала позже других?

а) Египетская б) Персидская

в) Македонская в) Римская

3.Первый алфавит был создан:

а) египтянами б) римлянами

в) финикийцами г) китайцами

4.Эта религия отрицает неравенство людей, призывает к отказу от всех желаний, проповедует идею переселения душ. Её основатель-принц Сиддхартха Гаутама.

в) ислам г) буддизм

5.Полисом называли:

а) беглого раба

б) летний месяц

в) город-государство

г) бога войны у персов

6.Отметьте термин, относящийся к римскому военному искусству:

а) фаланга б) триера

в) пищаль в) легион

7.Отметьте имя основателя Римской империи:

а) Ромул б) Цицерон

б) Помпей в) Октавиан Август

8. Бумага была изобретена во II веке до н.э. в:

в) Китае г) Японии

9. Полководец, возглавлявший армию Карфагена в борьбе с Римом:

а) Ганнибал б) Александр

в) Пирр г) Атилла

10. Какие события происходили в данные годы 334 – 323 гг. до н.э.? Ответ напишите.

11. Богом древних египтян был:

а) Будда б) Аллах

в) Яхве г) Осирис

12. Потомки древнейших жителей Рима называли себя:

а) феодалы б) рыцари

в) патриции г) плебеи

13. Прочитайте и соотнесите имя исторического деятеля и его вклад в историю и культуру Греции:

е) Солон 6) статуя Афины

14. Соотнесите "крылатые слова" с их значениями:

15. Выберите из списка главные реки: (Евфрат, Ганг, Тигр, Инд, Нил, Янцзы, Хуанхэ)

16. Выберите правильный ответ:

17. Прочтите высказывания и отметьте черты, характеризующие "варваров" в I - III в.:

18. Учёного археолога попросили определить подлинность меча с надписью «Этот гладиус был выкован по приказу Спартака в 74 г. до н.э.». Учёный уверенно заявил, что данный меч – подделка. Почему он так решил?

19. Как бы ответил римлянин на вопрос: “В каком году родился Иисус Христос?”. Объясните ответ.

20. Мог ли Ромул что-либо слышать об Олимпийских играх и о Греко-персидских войнах? Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В-2

1. Выберите из списка главные реки: (Евфрат, Ганг, Тигр, Инд, Нил, Янцзы, Хуанхэ)

а) Индии ___________________,

б) Китая____________________,

в) Месопотамии_______________..

2. Выберите правильный ответ:

1) жизнеописание Иисуса Христа а) Талмуд б) Коран в) Евангелие

2) объединение христиан а) союз б) партия в) община

3) Иисус родился в городе а) Рим б) Вифлеем г) Иерусалим

3. Прочтите высказывания и отметьте черты, характеризующие "варваров" в I - III в.:

Исповедовали буддизм - оседлый образ жизни

Язычники - демократическое управление

Жили родами и племенами - управлял император

Имели рабов - не знали рабства

4. Учёного археолога попросили определить подлинность меча с надписью «Этот гладиус был выкован по приказу Спартака в 74 г. до н.э.». Учёный уверенно заявил, что данный меч – подделка. Почему он так решил?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как бы ответил римлянин на вопрос: “В каком году родился Иисус Христос?”. Объясните ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мог ли Ромул что-либо слышать об Олимпийских играх и о Греко-персидских войнах? Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 «Отцом истории» принято называть:

а) Полибия б) Геродота

в) Гомера в) Цезаря

8.Какая империя пала позже других?

а) Египетская б) Персидская

в) Македонская в) Римская

9.Первый алфавит был создан:

а) египтянами б) римлянами

в) финикийцами г) китайцами

10.Эта религия отрицает неравенство людей, призывает к отказу от всех желаний, проповедует идею переселения душ. Её основатель-принц Сиддхартха Гаутама.

а) конфуцианство б) христианство

в) ислам г) буддизм

11.Полисом называли:

а) беглого раба

б) летний месяц

в) город-государство

г) бога войны у персов

12.Отметьте термин, относящийся к римскому военному искусству:

а) фаланга б) триера

в) пищаль в) легион

13.Отметьте имя основателя Римской империи:

а) Ромул б) Цицерон

б) Помпей в) Октавиан Август

14. Бумага была изобретена во II веке до н.э. в:

а) империи инков б) Римской империи

в) Китае г) Японии

15. Полководец, возглавлявший армию Карфагена в борьбе с Римом:

а) Ганнибал б) Александр

в) Пирр г) Атилла

16. Какие события происходили в данные годы 334 – 323 гг. до н.э.? Ответ напишите.

______________________________________

17. Богом древних египтян был:

а) Будда б) Аллах

в) Яхве г) Осирис

18. Потомки древнейших жителей Рима называли себя:

а) феодалы б) рыцари

в) патриции г) плебеи

19. Прочитайте и соотнесите имя исторического деятеля и его вклад в историю и культуру Греции:

а) Демосфен 1) скульптура "Дискобол"

б) Гомер 2) борьба с Македонией

в) Мирон 3) создатель демократии

г) Аристотель 4) великий философ

е) Солон 6) статуя Афины

20. Соотнесите "крылатые слова" с их значениями:

а) Авгиевы конюшни 1) бесконечная работа

б) между Сциллой и Харибдой 2) мерка, под которую пытаются подогнать всё и всех

в) нить Ариадны 3) неожиданная помощь, выход из сложного положения

г) работа Пенелопы 4) грязное, запущенное место

д) Прокрустово ложе 5) оказаться в окружении опасностей

КЛЮЧИ и КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В-1

    Походы Александра Македонского

    А-2, Б-5, В-1, Г-4, Д-6, Е-3.

    А-4, Б-5, В-3, Г-1, Д-2.

    А: Инд, Ганг.

Б: Хуанхэ, Янцзы.

В: Тигр, Евфрат.

    1-В

2-В

3-Б

    Язычники; жили родами и племенами; оседлый образ жизни; демократическое управление; не знали рабства.

    На предмете, якобы изготовленном в 74 г до н.э. не может стоять такая дата, поскольку НАША ЭРА ещё не наступила.

    «Иисус Христос родился в 753 г. от основания нашего города (Рима)».

    Ромул (основатель Рима, 753 г. до н.э.) мог слышать об Олимпиадах (начались в 776 г. до н.э), но не мог о Греко-персидских войнах (начались в 490 г до. н.э).

Вопросы с 1 по 12 оцениваются в 1 балл.

Вопрос 13 оценивается в 6 баллов (по 1 баллу за каждое верное соотнесение).

Вопрос 14 оценивается в 5 баллов (по 1 баллу за каждое верное соотнесение).

Вопрос 15 оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждую страну, любые ошибки не допускаются).

Вопрос 16 оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждый верный выбор)

Вопрос 17 оценивается в 3 балла при полоном и правильном выборе (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов).

Вопрос 18 оценивается в 2 балла при полном ответе, 1 балл при отсутствии чёткой формулировке, 0 баллов при отсутствии какой-либо аргументации.

Вопрос 19 оценивается в 2 балла при полном ответе, 1 балл при указании лишь на счёт лет «от основания Рима», но без даты; 0 балов – отсутствие ответа.

Вопрос 20 оценивается в 2 балла при полном ответе с датами; 1 балл при ответе без указания дат начала Олимпиад и Греко-персидских войн; 0 баллов – отсутствие ответа.

Оценка «2» - менее 20 баллов

КЛЮЧИ и КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В-2

1) А: Инд, Ганг.

Б: Хуанхэ, Янцзы.

В: Тигр, Евфрат.

2) 1-В

2-В

3-Б

3) Язычники; жили родами и племенами; оседлый образ жизни; демократическое управление; не знали рабства.

4) На предмете, якобы изготовленном в 74 г до н.э. не может стоять такая дата, поскольку НАША ЭРА ещё не наступила.

5) «Иисус Христос родился в 753 г. от основания нашего города (Рима)».

6) Ромул (основатель Рима, 753 г. до н.э.) мог слышать об Олимпиадах (начались в 776 г. до н.э), но не мог о Греко-персидских войнах (начались в 490 г до. н.э).

7) Б

8) В

9) В

10) Г

11) В

12) В

13) В

14) В

15) А

16) Походы Александра Македонского

17) Г

18) В

19) А-2, Б-5, В-1, Г-4, Д-6, Е-3.

20) А-4, Б-5, В-3, Г-1, Д-2.

Вопрос 1 оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждую страну, любые ошибки не допускаются).

Вопрос 2 оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждый верный выбор)

Вопрос 3 оценивается в 3 балла при полоном и правильном выборе (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 ошибки – 0 баллов).

Вопрос 4 оценивается в 2 балла при полном ответе, 1 балл при отсутствии чёткой формулировке, 0 баллов при отсутствии какой-либо аргументации.

Вопрос 5 оценивается в 2 балла при полном ответе, 1 балл при указании лишь на счёт лет «от основания Рима», но без даты; 0 балов – отсутствие ответа.

Вопрос 6 оценивается в 2 балла при полном ответе с датами; 1 балл при ответе без указания дат начала Олимпиад и Греко-персидских войн; 0 баллов – отсутствие ответа.

Вопросы с 7 по 18 оцениваются в 1 балл.

Вопрос 19 оценивается в 6 баллов (по 1 баллу за каждое верное соотнесение).

Вопрос 20 оценивается в 5 баллов (по 1 баллу за каждое верное соотнесение).

ИТОГО: максимально возможный балл - 38.

Оценка «5» - от 30 до 38 баллов

Оценка «4» - от 25 до 29 баллов

Оценка «3» - от 20 до 24 баллов

Оценка «2» - менее 20 баллов

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по ИСТОРИИ РОССИИ

для учащихся 5 «А», 5 «Б» классов МОУ «Гимназия №17»

2008-2009 уч.год

Загрузка...