domvpavlino.ru

Самые страшные легенды артека. Какие страшные тайны хранит «Артек

Приезжая в Крым, в Артек, дети попадают в один из интереснейших уголков нашей родины. Здесь есть чем заинтересоваться, есть, что изучить. Природа на каждом шагу раскрывает перед детскими взорами занимательные страницы - историю земли, образования гор и разрушения их, жизнь моря, растительный и животный мир, горные ручьи, водопады. Памятники старины рассказывают им о давнем прошлом - о скифах, византийском и турецком владычестве, о ханстве, о колонизаторской политике царизма, о дворянско-помещичьей России, о российском капитализме.
Крым представляет большой интерес и в историко-революционном отношении - здесь ребятами по-новому перечувствуется героическая эпопея потемкинского восстания и тревожные дни Перекопа. Изучение края - одна из серьезных задач коммунистического воспитания.
В Артеке это достигается прежде всего экскурсиями по побережью Крыма. Все окрестности лагеря тщательно изучаются.
Каждый отряд обязательно побывает на Горном озере, в Мертвой долине, пионеры взберутся к руинам Генуэзской башни, посетят пушкинский домик в Гурзуфе, проедут сквозь Пушкинский грот, поднимутся на вершину Аю-Дага.
Кроме того, на долю каждого отряда выпадает 2 - 5 дальних экскурсий, которые они совершают по морю и автобусами по побережью. Экскурсии по Крыму производят на ребят неизгладимое впечатление.
Достаточно заглянуть в отрядные дневники, чтобы убедиться, какое значение они имеют в развитии детей.
Вот запись, сделанная в отрядном дневнике о посещении крестьянского санатория „Ливадия".
„Мы побывали в бывшем имении последнего русского царя. Осмотрели парк, морскую пристань, дворец. Теперь там отдыхают и лечатся крестьяне. Вот какую жизнь завоевали наши отцы!"

Хорошо забраться на самую вершину Аю-Дага и горнить так громко, чтобы слышал весь лагерь.

Спуск с горы Аю-Даг.

КРЫМСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

Порой-угрюмый он и мрачный,
Порой - его прелестен вид,
Когда с закатом дня прозрачной.
Вечерней дымкой он обвит".

(Вяземский)

ГОРА АЮ-ДАГ

(легенда)

„Давно это было. Крым тогда весь был покрыт густыми лесами. А в этих лесах жили огромные, страшные северные медведи. Теперь таких нет. Самый большой медведь был вожак медвежий «Медведь - серая гора».
Боялись люди медведей и потому не селились в Крыму, а жили в степи. Но медведи приходили к людям каждую весну и брали с них дань хлебом и медом. Забудут люди дань принести - медведи сами к ним идут. Как услышат люди, что медведи идут, так со страху бегут, сломя голову. Медведи за ними. Разве от медведей скроешься. Сядут люди в лодку, поплывут по реке, а медведи выпьют всю воду, лодка-то и сядет на мель. А другой медведь лапой по воде ударит, пойдет вода волною, стукнет лодку о берег. Лодка в щепы,- тут и людям конец. Как бились люди с медведями, - вся земля от людской крови красной становилась.
Один раз весной собирали медведи дань с людей. И случилось тут вот какое чудо: попала самому большому медведю «Медведю - серая гора» девушка в лапы. И то ли он очень сыт был, то ли нашла на него доброта (на самого лютого зверя иногда доброта находит) - только не тронул он девушки. Повелел своим медведям ее в лес отнести. Отнести и построить ей избушку возле моря. Так медведи и сделали - схватили девушку в охапку, отнесли к морю и поселили в избушке. Долго плакала девушка... Потом привыкла к зверям, подружилась с ними, и медведи ее полюбили. Полюбили девушку все звери лесные, а больше всех ее любили птицы, потому что девушка как поест, крошки сметет и птицам бросит. А зимой, когда птицы от студеного ветра мерзли, девушка прижимала их к своей груди и отогревала своим дыханием. Птицы стаями жили около ее избушки, вили гнезда, пели песни.
Иногда девушка начинала петь, тогда птицы смолкали, и все звери слушали ее песню, потому что голос у девушки был, как серебряный колокольчик.
Прослышали про ту девушку храбрые кавказские горцы. И сказал один храбрый горец своим товарищам:
- Ходим мы один на один на медведя, ходим, не боимся, так неужели же побоимся мы крымских медведей и не выручим девушку из беды?
Товарищи его сразу согласились и стали снаряжать корабли. Снарядили, взяли оружие и поплыли в Крым.


Увидели медведи корабли, попрятались, а как бросили горцы якоря, да вышли на берег, кинулись на них медведи.
Долго ли, коротко ли бились горцы с медведями, только вечером, когда взошла луна, на берегу лежала груда раздавленных тел. А медведи облизали кровавые лапы и пошли отдыхать в свои берлоги.
Вдруг одна груда тел зашевелилась и из-под нее вылез весь израненный горец, тот самый, что созвал товарищей, чтобы освободить девушку. Подполз он к морю, обмыл свои раны соленой водой, сел на берег и задумался.
- Все равно не уйти мне от медведей, так хоть перед смертью пойду и разыщу ту девушку, из-за которой погибло столько храбрых горцев.
Пошел горец по лесу. Видит стоит избушка. Постучался. Вышла девушка, увидела горца, вскрикнула: давно она людей не видела - испугалась.
Рассказал ей горец, как бились храбрые горцы с медведями, чтобы ее освободить, и что он один только в живых остался. Взяла девушка горца за руку, ввела к себе в избушку, стала за ним ухаживать, раны его залечивать.
Начал горец поправляться. Рассказал он девушке про людей да про жизнь людскую. И захотелось ей уйти от медведей к людям. Только как уйти?
Узнают медведи, рассердятся - так несдобровать ей. Думала она, думала и придумала:
- Придет весна, пойдут медведи дань с людей собирать, вот мы и убежим.
Пришла весна. Пошли медведи дань собирать. Девушка вышла на крыльцо и захлопала в ладоши. И тотчас из лесу прибежали олени. Запрягла их девушка в повозку и приехала с горцем к морю. Опять девушка захлопала в ладоши - прибежали лисицы-строители, волки-дровосеки, крысы-плотники. Говорит им девушка:
- Сослужите мне службу: выстройте корабль.


Закипела работа. Вот и корабль готов, только мачту поставить осталось. Вдруг слышит девушка страшный рев по лесу идет. Догадалась - это медведи из похода домой спешат. Знать, проведали, что девушка задумала - раньше срока возвращаются.
Испугалась девушка, торопит лис, крыс да волков:
- Скорей, скорей, не то всем нам лютая смерть.
А те и сами спешат. Вот уже и мачта поставлена, и корабль на волнах. И вот девушка с горцем на корабле, и гонит их попутный ветер к берегам Кавказа. Медведи тоже не мешкают, подбежали к морю и давай пить воду, глотают волну за волной. Стало море от берега отходить, стало сохнуть. Вот-вот выпьют медведи все море и сядет на мель корабль. Что делать? Видит девушка над морем чародей летит. Борода на ветру раздувается, ветер волосами играет.
Увидела его девушка и взмолилась:
- Помоги мне, чародей. Чем хочешь отслужу тебе, всю жизнь не забуду. Усмехнулся чародей и говорит:
- Спой мне песню, только такую, какую никогда никому не пела, тогда помогу тебе.
Запела девушка да так, что никогда потом больше не пела.
Понравилась чародею песня и стал он колдовать. И от этого колдовства вот что произошло: «Медведь - серая гора», который глотал своей огромной пастью самые большие волны, вдруг почувствовал, что задние лапы у него стали тяжелые, претяжелые. Хотел он подползти ближе к воде, да не мог. Хотел выгнуть хребет - не гнется. С трудом уже и пасть открывается, хотел волну глотнуть - не может: волна выливается обратно в море. Другие медведи тоже окаменели и остались лежать на берегу моря.
А девушка и горец благополучно добрались до Кавказа. Там они поженились и счастливо прожили до глубокой старости.
А в Крыму с той поры нет медведей-великанов. Только лежит, уткнувшись в море, огромный каменный медведь - гора Аю-Даг".

Автобус остановился на шоссе, пионеры отправились по горной тропинке к скале.

Выезжают отряды обычно на целый день, с собой берут запасы еды. Разводят костры, варят кашу, кипятят чай. Все так вкусно на прогулке!

Традиционная экскурсия в Ялтинский музей краеведения.

Евгений Белоусов
из книги
"Легенды "Артека"

ПОЧЕМУ ТРОПИНКИ
ЗМЕЙКОЙ ВЬЮТСЯ

Приехали первые пионеры в лагерь. Шёл как раз 1925 год. С вожатым познакомились. По сторонам огляделись.

Как здорово! - говорят.

И пошли посмотреть, что да где в "Артеке". С пригорка на пригорок взбираются. Как рощу маслиновую минули, завертели головами:

Ой, смотрите! Здесь дубы да сосны!

Ой, смотрите! Здесь . - Пойдём на лужайку?

Не успели парком налюбоваться, как с пригорка зовет их товарищ:

Идите ко мне! Отсюда море хорошо видно! Подбегают ребята:

Глядите! Волны точно барашки!

Потом налево повернули. И все диву даются: - Вон белка-непоседа с ветки на ветку скачет. - Вон дятел-барабанщик нам головой кивает. Затем вправо пошли и даже плечами пожимают: - Какие деревья невиданные!

Какие цветы дивные!

И так пионеры друг за дружкой змейкой ходят. А прямо идти никак не получается.

Тут вожатый в сторону Медведь-горы показывает и говорит:

Пойдём туда? Соберём гербарий растений?

Камни все разные да блестящие.

Соберём коллекцию минералов? - вожатый спрашивает.

Соберём, - отвечают пионеры.

Так до самого подножья Аю-Дага и добрались. А как домой возвращаться стали, засмеялись:

Как сюда шли, так никакой тропинки не было.

А теперь есть.

И сама, точно змейка, вьётся.

А давайте, ребята, по ней назад идти да никуда не сворачивать.

Друг за дружкой встали и пошли с песней. Так, говорят, появилась первая артековская тропинка.

Потом и другая, и третья появилась. Уж больно красот в "Артеке" много. И что ни изгиб у тропинки, то что-нибудь особое.

Хотели как-то взрослые дорожки подровнять. Да ничего у них не получилось. Ведь столько чудес на земле артековской. И что ни поворот - то новое открытие.

О ДОКТОРЕ
И ПЕРВОЙ АРТЕКОВСКОЙ ПЕСНЕ

Было это в далеком 1925 году. В лагерь только-только заехали первые пионеры. У подножья Аю-Дага жила-была артековская Песня. Только до поры до времени никто об этом не знал. Песня тихо бродила кипарисовыми аллеями. Гладила ласково склоны прибрежные. В тихую ночь шелестела вместе с галькой блестящей. И всё норовила с пионерами подружиться. Знала, что сведёт её с ними судьба на годы долгие. Знала ещё, что первым споёт её самый главный артековец.

Был у Песни друг неразлучный - звонкий Припев. Куда она - туда и он.

Говорил печально Припев:

Жаль. Но ещё не пришло время нам с артековцами дружбу водить!

Ворковала чуть слышно Песня:

Как грустно, что не знакомы мы с этим человеком. Его сердце доброе сделает нас счастливыми.

Тут из Москвы спрашивает письмом у взрослых основатель "Артека" доктор Соловьев: - Как живется пионерам?

Те отвечают:

Палатки крепкие - брезентовые. - Кормим ребят досыта.

Клуб-библиотеку и кабинет врачебный открыл а всего и не перечислишь. Что ещё пионерам дл отдыха нужно?

Радуется Песня от слов хороших. В ветках кипариса резвится да флаг на мачте развевает. Шепчет что-то тихо-тихо и ждет, что еще взрослые скажут.

А те отвечают честно:

Вроде, всего вдоволь. А вот чего-то не хватает.

Может быть, каждую неделю вечера художественной самодеятельности проводить?

Песня мимо мальчишек пролетела. Те возьми и скажи: - А можно мы сцену построим? Сами с работой управимся. Перед отъездом петь там будем да стихи читать. - Хорошо придумали, - сказал доктор Соловьев.

Хорошо мы подсказали, - улыбнулись Песня с Припевом.

Так первая смена прошла.

Однажды на зорьке играли Песня с Припевом на линейке артековской. Смотрят - ребята с постелей поднимаются да из палаток выходят.

Говорит Песня другу своему с укором: - Это ты пионеров разбудил.

Тот не поймёт в чём дело. Неужели громко распевал?

Притихли друзья да прислушались. Оказалось, они вовсе и не виноваты. Просто артековцы второй смены - ребята деревенские. К распорядку лагерному пока не привыкли. Вот и поднялись по привычке с зарёй утренней. Что называется, с первыми петухами.

А как ещё немного времени прошло - приехал в "Артек" Зиновий Петрович. Песня с Припевом, понятное дело, за ним неотступно.

Смотри, он ручку и бумагу взял, - говорит Песня.

Смотри, он что-то пишет и тихо напевает, - сказал Припев.

Прошло несколько дней. А доктор Соловьев о6 отдыхе и не думает. То на костре с ребятами. То крабов и морских коньков с девчонками собирает. То беседу медицинскую проводит.

И вот однажды случилось то, чего так долго ждали Песня с Припевом.

Как здорово! - обрадовалась Песня. - Зиновий Петрович меня поёт.

Лагерь наш устроил РОКК (Российское Общество Красного Креста),
Комсомол ему помог.
Наш "Артем", наш "Артек",
Не забытъ тебя вовек.

Пионеры не зевали,
Комсомолу помогали.
Наш "Артем", наш "Артем",
Не забытъ тебя вовек.

Зиновия Петровича окружили ребята. Они стали подпевать:

Стал наш лагерь, как картинка,
Он - рабочая новинка.
Наш "Артек", наш "Артем",
Не забъьтъ тебя вовек.

Скоро весь лагерь пел и смеялся:

Мы здоровья наберём,
И с собою увезём.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня летела над Артеком. Она расправила свои крылья. Сияли радостью ребячьи глаза. А как же иначе! Ведь родилась Первая артековская Песня!

Ура! - кричал в восторге Припев. Он хлопал в ладоши и наставлял удивленных девчонок и мальчишек:

Меня громче пойте! Меня!

Те заливисто смеялись и подхватывали Припев. А тот гордо говорил:

Слушайте все! Меня нужно петь очень красиво! Понятно? Я никогда не повторяю два раза!

Хохотал и повторял вместе со счастливыми ребятами и с вожатыми снова: три, потом четыре, потом пять и шесть раз:

Мы на солнце загорели,
Словно негры почернели.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Вместе с нами будет рад
Папа, мама и отряд.
Наш "Артек", наш "Артек",
Не забыть тебя вовек.

Песня ликовала. И настала жизнь в "Артеке" совсем весёлая. Первая Песня стала сигналом для всех, кто влюблён в "Артек". Пройдет немного времени, и у неё появится много друзей. Это будут новые артековские песни.

Их будут сочинять ребята и вожатые, профессиональные поэты и композиторы, врачи и инженеры. Их будут сочинять все, чье сердце не может не петь при слове "Артек".

Проходят годы. Но слова своих друзей-песен артековцы не забывают. Даже когда за плечами целая жизнь.

Почему? - спросите вы.

Потому что живут они в душе всегда. И поют эти песни - сердцем!

ДУБ-ПОЧТАЛЬОН

Жил-был на свете кряжистый дуб. Рос он на самой вершине Медведь-горы. Ветви раскидистые прохладу путникам дарили. Дупла-окошки во все стороны света смотрели. Но главное - Дуб умел сближать людей.

С чего это началось?

Однажды летом 1925 года пришли в гости к Дубу артековцы. Дорогу указал местный проводник Осман Казак. Посидели ребята, отдохнули да песни попели. Про жизнь артековскую хорошую поговорили. А ещё сказали:

А давайте про себя да про "Артек" письма напишем. - Ещё и адреса свои укажем.

Письма в дупле у меня оставляйте. Я их новым артековцам передам.

А артековцы, как известно, такой народ, что если решили, то выполнят обязательно.

Так вот. В лагерь ребята вернулись да за ручки взялись. Про что хотели написать, написали. Письма в конверты самодельные заклеили да к Дубу снесли.

Тот говорит:

Езжайте домой спокойно. Все как есть передам. Да ещё в придачу про вас чего хорошего расскажу. Ребята Дубу лапы-ветви пожали да на том и распрощались.

Такое вот начало было в истории Дуба-почтальона.

Потом полетели одна имена за другой. Старый год сменялся новым. И стал на десятки лет Дуб лучшим другом артековцев.

Ему доверяли свои тайны.

Под его ветвями, говорят, вожатые свидания назначали.

Говорят ещё, что письма, из его дупла оказывались за тысячи километров от "Артека". Письма эти сдружили ребят из Киева и Воронежа, Харькова и Минска, Москвы и Кишинева.

Для посланий из Дуба-почтальона не было границ. Вперемешку лежали там адреса артековцев Болгарии и Финляндии, Советского Союза и Вьетнама, Польши и Египта, Кубы и Венгрии.

Да и как иначе? Разве у дружбы есть границы?

Так ведь Должно быть всегда. Правда?

Вот только конец у истории грустный. Пришёл как-то на вершину человек нехороший. Спичкой чиркнул - загорелись письма. Случилось это 15 августа 1971 года.

Так не стало у артековцев друга-почтальона. Но дружба слабее от этого не стала.

Не верите?

Тогда посчитайте, сколько адресов друзей каждую смену увозят артековцы.

Так-то вот!

КАК ВОЗНИК "ХРУСТАЛЬНЫЙ"

Когда-то в давние времена было царство Хрустальное. И правил там юный царь - Хрусталик Великий. Он любил красоту. Любил своих подданных. И самые красивые здания приказывал строить из прозрач-ного и блестящего материала - хрусталя.

Но однажды из соседнего государства на-пал на царство Хрустальное злой хан Рубинтий I.

Пусть будет тьма! - кричал он в гневе. - Разрушайте эти безобразные хрустальные домишки! Возводите кругом рубиновые своды!

Зачахли цветы. Уняли деревья.

Заплакали благородные жители Хрустального: - На нашей прекрасной земле исчезло солнце.

Всюду красным-красно от рубиновых куполов.

И тогда царь Хрусталик Великий вместе со своим народом спрятался в подземелье. А там был тайный ход, что выходил к далекой высокой горе. Сказал юный царь:

Нам предстоит освободить царство от неприятеля. Непростое это дело. Не один день тяжкий уготовила нам судьба. Но если справимся со всеми испытаниями - будем самыми счастливыми из всех счастливых.

С этими словами двинулись они в путь. Непростым было путешествие по подземным лабиринтам. Однажды разведчики доложили:

Вдали лежит громадный светящийся камень.

Подойдя к нему, люди прочитали на камне надпись: "Тот, кто найдет этот камень, будет обладать волшебной силой. Но сначала он должен построить из камня дворец".

Мы построим! - воскликнули жители царства Хрустального.

Вышли из подземного хода да огляделись: - Неприятеля не видно.

Войско Рубинтия I в двух днях ходьбы отсюда. Стали прикидывать, где сподручней дворец возводить. Внизу - море. До горы, что на Медведя похожа, рукой подать. А на склоне - поляна чудесная.

Тут и начнём, - решил Хрусталик.

Тридцать три дня спин не разгибали. Тридцать три ночи потом соленым обливались. А когда, наконец, уложили последний камень, свершилось чудо.

Смотрите! Засиял наш дворец! - воскликнули люди. Вдруг раздался страшный грохот. Солнечные лучи засветились ярче. Догадался юный царь: -

Это лопнули рубиновые своды. Это злой захватчик бежит из земли нашей.

Так сила волшебного камня спасла целую страну. А дворец этот и по сей день стоит в царстве под названием "Артек". И называется дворец - "Хрустальный".

Вернуться в «Артек» я мечтала с 1996 года. Для меня, двенадцатилетней школьницы, смена в лагере «Янтарный» стала чем-то невероятным! И прежде всего, потому что я была из тех «белых ворон», о которых еще предстоит услышать.

Я спешно покупаю билет до Симферополя, сажусь в аэроэкспресс и мчу в «Домодедово».

— Алло, Даша? Это Лариса. Как дела?
— Привет, Лариса. Лечу в Крым.
— Тогда есть предложение. А не хочешь ли ты рассказать читателям своих «Тактик и практик» про современный «Артек»?
— Это сейчас шутка такая была? Ты не поверишь, но я только что об этом еду-думаю… как бы так сделать.
— Там колоссальные изменения: реконструкция, подходы к образованию, даже форма… Аккредитоваться очень просто.
— Ради «Артека» хоть в рабство, Ларис.

Через неделю у меня была пресс-аккредитация. Нам с коллегами предстояло встать в 05:30, чтобы к 15:00 быть в «Артеке» на интервью с Юрием Владимировичем Ээльмаа, заместителем директора по образованию МДЦ «Артек». Встречал нас сотрудник пресс-службы Юрий Малышев.

Вопросов было много и все, что хотелось, обсудить не удалось, но основные проблемы мы все-таки прояснили.

Даша Богачкина: Была у вас в 1996 году. Могу сказать, что с той поры часто думала о том, как бы сюда вернуться. Понятно, что за это время многое изменилось, поэтому спрошу: что сейчас происходит в «Артеке»?
Юрий Ээльмаа: Если вы пройдетесь по лагерю, то увидите глобальные и реальные перемены. В первую очередь надо понимать, что «Артек» до 1990 года был отражением советской истории: пионерское движение, Советский Союз – это был очень интересный проект со своими задачами, но эта история закончилась. Сейчас рождается новый «Артек»: он ни в коем случае не отказывается от своей истории, но время прошло, сейчас перед нами стоят совершенно новые образовательные задачи, и поэтому изменения неизбежны. Если говорить про инфраструктурную сторону вопроса, то в прошлом году были реконструированы шесть лагерей. В 2016-м два лагеря были снесены до котлована из-за полной ветхости – это лагеря «Полевой» и «Лесной». Новые корпуса возведены на тех же местах, но изменены в соответствии с современными требования их конструкции. Сейчас они работают уже вторую смену. Этим же летом вводится в строй лагерь «Кипарисный». Всего по факту к сентябрю детей будут принимать девять лагерей, а всего их в «Артеке» будет 11.

Если вы были тут в 1996 году, то, конечно же, увидели разительные изменения. Но и артековцев, которые тут были в 2010-2013 гг., поражают нынешние изменения, они помнят совсем другой «Артек».

Д.Б.: Какие задачи стоят перед Вами на сегодня? Для меня «Артек» был и есть такой своеобразной «историей духа». Чем-то таким, после чего «как раньше» не получается. Мы как будто начинали себя по-другому осознавать…
Ю.Э.: Здесь надо говорить о целеполагании детского лагеря как института. Возникает вопрос: а зачем сегодня нужен лагерь вообще и «Артек», в частности? Сегодня в стране 42 000 лагерей - пришкольных, муниципальных, частных четыре федерального центра - «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан». Интересно, что самыми «честными» оказываются коммерческие лагеря: они должны продать свою путевку, внятно донести до родителя, чему научится ребенок в их лагере… Для них качество услуги - это вопрос выживания.

Д.Б.: В чем (на Ваш взгляд) сегодня основная проблема лагерей, если мы не берем во внимание финансовый аспект?
Ю.Э.: Проблема в том, что сегодня лагерь в массовом сознании ассоциируется с решением двух задач: либо это оздоровление детей, либо отдых в своеобразном «Диснейленде». Мы же хотим создать систему, чтобы лагерь стал элементом системы образования. Банальные развлечения во внешкольный период ничем не отличаются от Турции или Египта, и сегодня ни родители, ни дети не хотят просто лежать на солнце и довольствоваться примитивными развлечениями – это не ответ на запросы современных родителей, и, к счастью, в этом они полностью правы. В ситуации множественных дефицитов школы, летний период рассматривается родителями как время получения другого, нешкольного образования. Еще один важный аспект: сегодня один из самых сложных вопросов нашего общества – это субкультура детства, которая после распада СССР была полностью разрушена.
По сравнению с советским временем сегодня практически нет детского кино, детского телевидения, детских движений, каким в свое время была пионерия. Анонсированное «Российское движение школьников» пока только еще создается. Да и слову «Артек» в сознании современных детей еще предстоит дорасти до уровня мечты. Миф о «великом Артеке» остался для людей старше 40, и если раньше ребенок приезжал в «Артек» и видел море впервые, то сегодня это часто не так. Нужны новые основания для величия и новые легенды.

Д.Б.: Например? В «наше» время была легенда про Суук-Су, Аю-Даг и, конечно же, мы все ждали, когда же наступит 2000 год, и откроют ракету с письмами детей 1960 года…
Ю.Э.: Например, сегодня это образ Абсолюта. Любой артековец знает песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

В прошлом году к 90-летию у нас появился визуальный образ Абсолюта –маленького гномика с рыжей бородой. Он приходит к детям в тихий час и проверяет как они спят. Можно этот образ легендировать, например, описать его приключения, истории жизни. По стилю это такая «успенская» детская литература или помните, были такие популярные детские книжки «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»? Вообще насыщенное смыслами место всегда порождает мифологию.

Д.Б.: В Артеке «сносило башню» уже от одной атмосферы… Море, горы, легенды. Какое-то другое общение. Прежде всего, то, что мы все были из разных городов и даже стран. А в чем, на Ваш взгляд, образовательный потенциал «Артека»? Ведь для Международного Детского Центра это один из самых важных вопросов?
Ю.Э.: Для меня на сегодня единственный путь развития системы лагерей – это встраивание ее в систему образования. Важно, чтобы школа понимала, что есть определенные дефициты в плане образования, и что лагерь или детский центр в направлении личностного образования может решить гораздо больше задач. Другой вопрос, что результаты образования в лагере сложно формализуются, и если исчисляются, то, как правило, путем саморефлексии через несколько лет. У детского центра как института есть свое место в системе образования. Это правильно – отправлять ежегодно на три недели ребенка в лагерь, прежде всего для решения его личностных задач.

Что еще важно. У нас в стране всегда были перекосы: сначала был повальный коллективизм, который всем претил, потом мы бросились выращивать лидеров и индивидуалистов, уткнувшихся в гаджет и не видящих никого вокруг. Но мир сегодня слишком сложный, чтобы с его проблемами и задачами справится в одиночку, и сегодня, прежде всего, нужна способность к объединению, коллаборативной деятельности.

Д.Б.: А как быть с современными родителями? Насколько они понимают значение «самостоятельной» жизни ребенка в лагере и вообще значение лагеря как элемента дополнительного образования?
Ю.Э.: Следует объяснять родителям, что не надо ребенка в Турцию, где «все включено», везти, это взрослый отдых. Ехать надо туда, где есть возможность приобрести другие навыки. Такие вещи должны рассматриваться тремя сторонами: государством, социумом и профессиональным образовательным сообществом. И в этом смысле школа должна понимать, что в лагерь ребенок едет за другой компетенцией и, возможно, по возвращении сможет научить своих одноклассников чему-то новому.

Д.Б.: Каким именно направлениям в «Артеке» уделяется большее внимание?
Ю.Э.: В «Артеке» есть два периода: летний, когда школа не работает, и учебный год в классическом понимании. Когда школа работает, наша задача состоит в том, чтобы ребенк за 21 день обучения в рамках смены получил другой образовательный опыт, чтобы состоялось переформатирование его понимания обучения и мира вокруг. Мы начали работать с переформатированием учебного процесса, новый формат мы назвали сетевыми образовательными модулями (СОМ). Это способ организации учебного процесса, в котором объединяются усилия лагеря, в котором ребенок живет, школы, дополнительного образования и тематических партнеров. Например, когда от «Роскосмоса» приезжает настоящий космонавт, проводит урок астрономии, рассказывая при этом историю освоения космоса, да еще эксперименты с ребятами проводит, отвечает на вопросы детей о своем космическом полете, он не просто преподает – он влияет на личность детей. Но нам в этом смысле не хотелось бы жесткой профориентации, мы не навязываем конкретные направления, у нас ребенок сам выбирает то, что ему по душе – от футбола до авиамоделирования.

Д.Б.: Другими словами, сегодня ребенок хочет стать космонавтом, а завтра идет осваивать балетные «па» и ничего не должно мешать?
Ю.Э.: «Артек» – это не летняя школа, не погружение, это история мягкой профилизации, то есть, если к нам приехала группа каратистов, то они поселятся вместе со скрипачами и танцорами, и физиками. В «Артеке» происходит встреча тех, кто часто в обычной жизни даже не имеет представления о существовании друг друга. В этом принципиальное отличие «Артека»: приезжают крутые, но разные. У нас каждый из них переживает успеха и становится звездой – для себя лично и для своего окружения. Один из самых ценных моментов, которые я запомнил – зарисовка с костровой площадки «Морского»: передо мной сидели мальчик и девочка, смотрели выступление юной артистки из их отряда. И тут девочка говорит товарищу с восторгом: «Ты знаешь, а девочка, которая сейчас выступает перед всем лагерем, живет со мной в одной комнате». Она искренне считает выступающую коллегу звездой! Понимаете, «звезды» и «классики» - это не люди в телевизоре или портреты на стене, они живые, тут, рядом, добившиеся успеха сами. В этом возвращение правильного понимания слова «элитарность». Наша задача – обеспечить эту коммуникацию разных.

И еще аспект. Есть дети, которым что-то надо. Книжки читать, физику учить, танцевать, спортом заниматься. Можно их назвать «дети с распахнутыми глазами». В своей среде они часто бывают одиноки на фоне «обыкновенного» большинства. И видят себя белыми воронами. И тут - поездка в «Артек»! Ребенок видит других таких же «не таких». Разных, непонятных. И понимает, что быть «белой вороной» – это нормально! Хорошо петь – нормально, танцевать – нормально, заниматься спортом – это нормально, физику учить – нормально! Что-то хотеть в жизни – это тоже нормально! И они уезжают другими. Этот опыт имеет характер откровения. И в этом смысле «Артек» – это территория «высокой планки как нормы». Нормально, когда дети плачут на разъезде, и если не плачут – значит мы тут плохо поработали. Но обычно плачут.

Д.Б.: А были какие-то истории с «выпускниками»?
Ю.Э.: В прошлом году мы отмечали 90-летие «Артека», у нас случилась уникальная история. В «Артек» приехала вожатая лагеря «Хрустальный» и отряд, который здесь был в 1969 г. Представляете как повлиял на этих людей «Артек», раз они - взрослые люди - спустя столько времени собрались и приехали из разных городов и стран. Через 50 лет!

Д.Б.: Как сегодня в «Артек» попадают дети?
Ю.Э.: Важно понимать, что 95% путевок в «Артек» распределяются бесплатно – за заслуги детей в учебе, творчестве, спорте и общественной жизни. Мы сейчас работаем над новой автоматизированной системой распределения путевок. Пока сильно зависим от управления в регионах: сегодня мы выделяем регионам квоты в соответствии с количеством проживающих там детей, а на местах представители региональной власти эти путевки распределяют. Но из субъектов нам приходит много жалоб от детей и их родителей. Поэтому мы разработали прототип автоматизированной системы, которая будет проводить конкурс на получение путевки максимально объективно, без участия заинтересованных лиц. Теперь ребенок или родитель сможет самостоятельно подать заявку на получение путевки в «Артек», загрузив свое портфолио с достижениями. Потом ИТ-система каждому достижению присвоит определенный вес (в зависимости от уровня соревнования и достигнутого результата) и сформирует список детей, в котором лидерами станут те, у кого максимальный балл. Будет устанавливаться проходной балл, почти как при поступлении в вуз, и лучшие получат путевки. Кстати те, кому не повезло, могут добиваться новых достижений и снова пробовать участвовать в конкурсе на получение путевки. Эта система начнет в штатном режиме действовать в 2017 году.

Также существует система тематических партнеров «Артека», которые имеют квоты на путевки. Внутри своей деятельности они могут этими путевками поощрять талантливых детей, победивших в конкурсах. Мы предоставляем путевки, при этом партнер участвует в развитии лагеря. Например, «Почта России» построила домик, где работает студия соответствующей тематики, Русское Географическое Общество установило арктическую полярную палатку, МЧС помогла нам в создании фермы, а Самарская Аэрокосмическая Академия им. Королева на постоянной основе организовала лабораторию робототехники. Это все программы дополнительного образования.

Лишь 5% путевок распределяются на коммерческой основе – за 10 дней до смены в открытую продажу на сайте поступают невостребованные путевки, если такие, конечно, остаются. Улетают в первые же минуты.

Д.Б.: А были случаи, когда ребенка отправляли в «Артек» против его желания?
Ю.Э.: У нас случались разные истории. Как-то к нам отправили ребенка в наказание. В 2014 году, один богатый папа не взял ребенка в Ниццу, отправил к нам. Как же он был удивлен, когда через полтора месяца ребенок не хотел ехать домой. И такое бывает.

В этот момент заходит сотрудник пресс-службы «Артека» Юрий Малышев:
— Ребята, пора, нас с вами ждет транспорт.

Нам провели экскурсию по «Артеку», мне удалось посмотреть свой отреставрированный «Янтарный». Юрий Малышев рассказал, что сегодня у детей совершенно другие условия проживания, они уже живут не по 12 человек, как раньше, а по шесть.

Душевая и санузел прямо в номерах. Я смотрела и думала, что, конечно, это круто, но кубрики были как-то романтичнее, что ли. Или просто тогда это было «наше» время. Мы сбегали вечером на Аю-Даг смотреть закаты, занимались спортом, писали друг другу письма, а потом месяцами ждали на них ответы… Думали: а что же там, в ракете?

И как мне рассказал Юрий Малышев, в ракете были письма сегодняшним космонавтам, летчикам и про новые технологии, а на 90-летие «Артека» написали новые письма, и они тоже были про космос, новые технологии и покорение неба. Так, может быть, все не так сильно изменилось?

Там, где солнце всходит рано утром, там, где море радует своим прибоем – на побережье южного берега Крыма лежит медведь-гора.
Хочу поведать вам, о нашем походе на гору, которую покоряют все артековцы. Аю-Даг расположен у Южного берега Крыма, в Ялтинской области , между поселками Партенит и Гурзуф , а если говорить точнее - у Международного детского центра «Артек». Высота этой горы 577 метров над уровнем моря. Внутри неё есть стержень из застывшей лавы.В разрезе он напоминает простой карандаш. Аю-Даг можно назвать вулканом-неудачником. В то время, когда лава должна была вырваться из недр земли, она не дошла до вершины четвертую часть так и застыв внутри.

У артековцев эта гора пользуется особой популярностью. Каждую смену ребята отправляться на вершину, что бы стать настоящими артековцами и пройти обряд посвящения. Вот и мы решили отправиться с ними.
Дело было летом. Подъем в 04:30 не может не радовать. Сонные, но все же с присутствующим желанием собираемся и одеваемся в самые теплые одежды: спортивная кофта, штаны, кроссовки, кепка. Объясняю: утром очень прохладно и даже холодно, воздух влажный, поэтому еще холоднее. Когда поднимаемся на гору, есть вероятность, что какой-то неприятный клещ рухнется со своими «друзьями», и начнут пировать тобой прямо там. Так что лучше штаны даже заправить в кроссовки от греха подальше. Кепка одевается опять же от клещей, плюс от солнца, которое застанет в самый разгар подъёма на вершину. С этим разобрались. Все, кто когда-либо, где-либо участвовали в походах – знают, что без воды можно и не идти. Только подходя к подножью, вам захочется выпить все запасы, что у вас есть. Ну все, собрались, можно в путь!

Самое сложное, утверждают все, кто хотя бы раз «ходил на Аю-Даг», дойти до подножья горы, дальше – легче. Есть такое поверье, что тот, кто, взяв камешек с подножья, загадав желание, пронесет его до самой вершины, будет счастливым обладателем реально исполненного желания. Тропинки от подножья очень извилистые, и тянуться ввысь прямо над пропастью.

Животных как таковых по пути мы не встретили. Говорят, что там из фауны только змеи, жучки и летучи мыши. С растительностью там дела обстоят лучше. Даже удалось ознакомиться с мне незнакомым растением, которое, как я думаю, питается насекомыми. Вообще, подножье горы очень насыщено зеленью, деревья высоченные, сосны, кедры, кипарисы и др., с названиями которых я и не очень знакома.

Подыматься советую только за гидом! Только за ним! По дороге есть очень много лишних тропинок и «лже-стрелочек», которые приведут вас в тихое уютное место, где вы почувствуете единение с природой, но, к сожалению, вернуться и присоединиться к экскурсионной группе будет необычно тяжело. А некоторые тропинки могут и вовсе обрывом или обвалом закончиться. Подымаясь все выше и выше можно запечатлеть на фотоаппарат прекрасный вид на Партенит с морскими горизонтами.

Приближаясь к вершине Аю-Дага мы проходим мимо оставшегося фундамента генуэзской крепости. Если вы знаете, хотя бы приблизительно, что она там есть, вы наткнетесь на неё, если же нет – для вас это будет практически незаметный кусок обваленной каменной стены. После этого археологического памятника начинается более ровная дорога, и ещё пару минут и вы на вершине, где и происходит момент посвящения детей в артековцы.

А происходит это так: камешек, который несли от подножья горы, бросают на кучу (огромная уже стала, столько там уже детишек побывало), кружат вокруг неё и поют песенку. Вожатые в это время подготовили приветствие юных туристов по традициям Артека. Есть такая легенда, что эту гору охраняет некий дух Абсолют (старый, бородатый). И дети должны спеть песенки, задобрить его, а он их, в свою очередь, приветствует в своих «покоях». Потом дети красками разрисовывают друг, другу лица, оставляя символы своих отрядов и лагерей. Мы тоже посвящены в артековцы! О легендах горы я расскажу в следующем посте – довольно их много.

Далее экскурсионный поход мог бы закончиться фотографированием на «горячем камне», который находиться рядом, но за последние годы это место закрыто от глаз детей, и является запретной зоной, так как грозит обвалом породы и оползнями. Камень называют «горячим», потому, что он всегда остается теплым и даже более. С самого рассвета и до заката на него падают солнечные лучи. Так получается, что за ночь он не успевает остыть и утром получает следующий заряд солнечной энергией.

Если брать во внимание то, что мы вышли где-то в 05:00, и поднялись на вершину где-то к шести с половиной – полтора часа не так уж и много, но там время летит по-другому. Встретив рассвет, и спустившись по тем же тропинкам к подножью горы, для нас оставалось последней победой в этом путешествии дойти до столовой, а трофеем – вкусить сытный и вкусный завтрак юных победителей. Это был мой первый поход на гору в жизни, и я уверена, что не последний!

90 лет назад в Крыму открылся детский лагерь "Артек"

16 июня детскому лагерю "Артек" в Крыму исполнилось 90 лет.. Таинственная Белая Дама "Артека" - о ней слышал чуть ли не каждый отдыхающий. Кем она была и какую тайну хранила?

Миледи из "Чертова домика"

Как известно, в каждом уважающем себя пионерлагере должна быть своя Белая Дама - привидение женщины в белом, которое бродит по ночным аллеям и хватает нарушителей режима. А в главном лагере СССР – "Артеке" – эта дама уж точно должна быть какая-нибудь особенная.

Так вот, Белой Дамой "Артека" еще с тех времен, когда никакой "Республики детства" на этом месте не было и в помине, работает призрак Миледи. Да-да, той самой леди Винтер из "Трех Мушкетеров" Дюма. Вернее не совсем той самой, а одной из нескольких реально существовавших женщин, из которых классик приключенческой литературы "слепил" данного отрицательного персонажа. Официально во всех энциклопедиях в качестве прототипа миледи указывается Люси Хэй, графиня Карлайл – брошенная любовница Бэкингема, с горя ставшая агентом Ришелье. Только никаких афер с алмазными подвесками эта приятная во всех отношениях дама не проворачивала. Просто Дюма, в свойственной ему манере смешения эпох, описал совсем другой эпизод из французской истории – знаменитую affaire du collier, историю с пропажей ожерелья Марии-Антуанетты.

Жанна Де Ламотт

Дальнейшая история обнаруживается как минимум в трех версиях за пару кликов в поисковике. И вы узнаете о том, как некая Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа втерлась в парижский высший свет, как поразила всех своей красотой и выскочила замуж за графа де Ламотт, как стала любовницей кардинала де Рогана и подругой Марии-Антуанетты. В роли "алмазных подвесок" - ожерелье с бриллиантами, заказанное еще Людовиком XV для графини Дюбарри, ценой в 1 миллион 600 тысяч ливров (стоила эта безделушка как небольшой французский городок). Король умер, у его бывшей фаворитки все отобрали, и ожерелье повисло мертвым грузом на балансе ювелирной мастерской Бемера и Бассанджа. Но тут появилась Жанна де Ламотт, которая, при помощи небезызвестного Калиостро, задумала и провернула блестящую аферу. Она уговорила своего любовника-кардинала купить ожерелье, якобы от имени королевы и подделала ее подписи на долговых расписках, а саму драгоценность попросту украла. Скандал вышел грандиозный, позднее Мирабо назвал эту историю "прологом к Великой революции", Дюма написал о ней отдельный роман, а в 2001 году Голливуд снял фильм с Хиллари Суонк в главной роли.

Жанну Де Ламотт судили и приговорили к лишению дворянства, клеймению и пожизненному заключению в тюрьме для проституток. Оттуда она бежала в Англию, успешно шантажировала Марию-Антуанетту своими мемуарами и, наконец, то ли покончила жизнь самоубийством, то ли была убита, то ли инсценировала собственную смерть.

Дальнейшие события вот уже 200 лет с удовольствием пересказывают всем желающим крымские краеведы и вожатые "Артека". Нет, не умерла, бежала в Россию, там 12 лет прожила в Петербурге под именем графини де Гоше, потом французский посол случайно ее опознал и потребовал выдачи, а Александр I сослал в Крым. Там она поселилась у подножья Аю-Даг, стала "боссом" местных контрабандистов и обращала в христианство крымских татар, а заодно, на правах ученицы Калиостро, занималась колдовством, из-за чего к ее жилищу навсегда прилипло прозвище "Чертов домик". Долго среди татар еще ходила легенда о старухе-проповеднице, приезжавшей к ним верхом, в черном плаще с двумя пистолетами за поясом, говорившей с ними о Христе с явным французским акцентом. Вся крымская эпопея де Ламотт заняла менее двух лет: в 1824 ее выслали, а в 1826 она уже умерла, и как только все успела? Завещала она похоронить себя в той же одежде, в которой встретит смерть. Но ее старая служанка-армянка ничего не поняла и через сутки после смерти решила все же обмыть свою госпожу, начала раздевать тело и обнаружила на плече клеймо парижского палача - "так все и выяснилось".

"Чертов домик" до сих пор стоит в самом центре лагеря "Морской", в нем с тех пор еще много кто успел пожить, включая основателя "Артека" Зиновия Соловьева. В 1983 году Николай Самвелян опубликовал книгу "Семь ошибок, включая ошибку автора", в которой окончательно доказал, что умершая в Крыму таинственная графиня де Гоше и была Жанной де Ламотт. Страшные истории о "крымской миледи" пионеры рассказывают друг другу каждую смену, поток желающих найти знаменитое ожерелье не иссяк до сих пор - в общем легенда живет и процветает. Были даже проекты по превращению "Чертова домика" в музей графини де Ламотт и "аферы с ожерельем"…

Все ли было так сказочно?

Во всей этой "крымской эпопее" французской аферистки есть немало моментов, вызывающих вполне обоснованные вопросы. Так всегда бывает с популярными историческими легендами – после тщательного изучения документов выясняется, что "не 100 рублей, а 50, не в преферанс, а в "Дурака" и не выиграл, а проиграл".

Американский певец Поль Робсон в Артеке, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Во-первых, откуда пошла вся эта история, где, так сказать, первоисточник? Многие интерпретаторы версии про "крымскую миледи" ссылались на книгу "Письма и записки Оммер де Гелль", принадлежащую якобы перу известной французской путешественницы Адель Оммер де Гедль:

"Похороненная в саду своего дома, эта таинственная женщина, о которой ходили такие разноречивые слухи, не имела на могиле даже камня, который указывал бы иностранцу или путешественнику, что под ним покоится графиня Ламот, высеченная и заклейменная на Гревской площади, как участница в скандалезном деле об ожерелье королевы."

Настоящим автором этих "записок" был известный мистификатор П.П. Вяземский, что доказали еще советские ученые в 1930-х годах прошлого века. То есть одним из столпов истории "крымской миледи" с самого начала была общеизвестная фальшивка.

Во-вторых, во время интересующих нас событий, землями в урочище "Артек" владела вовсе не княгиня Потемкина, как это часто пишут в энциклопедиях, а польский поэт Густав Олизар, друг Пушкина и Мицкевича, будущий участник одного из тайных обществ декабристов и восстания 1830 года. После себя он оставил мемуары. И графиня де Гоше в них, представьте себе, упоминается, но ей там отведено весьма скромное место, всего один абзац:

"Но еще более возбуждала любопытство старая француженка, жившая при ней (Голицыной), в которой многие хотели видеть m-me Ламот, прославившуюся в известном процессе об ожерелье."

И все. Согласитесь, что между пространным повествованием о графине Гвашер из записок Вяземского-"де Гелль" и осторожной фразой Олизара "в которой многие хотели бы видеть…" - дистанция огромного размера. К тому же "Чертов домик" находился как раз на территории его усадьбы "Кадриатикон", поэтому Олизар упомянул бы о том, что сосланная француженка поселилась именно у него.

Едем дальше. Активной собирательницей всех легенд вокруг "Артека" была Маргарита Соловьева, жена основателя лагеря. По ее словам, в 1926 году она встречалась с писателем В. Вересаевым, который и рассказал ей историю "крымской миледи", ссылаясь на мемуары Олизара. Но Олизар сам в "де ламоттовской" версии, как мы знаем, сомневался. Круг замкнулся, а правды все нет.

Были и другие, более дотошные исследователи, например, крымский историк А. Маркевич, опубликовавший в 1912 году в журнале Таврической архивной комиссии статью "К биографии графини де Ламотт Валуа-Гаше". В ней он писал:

"Графиня Гаше отправилась в Крым вместе с известной по своему мистическому миросозерцанию графиней А. С. Голицыной, пригласившей с собой сюда, в свое имение Кореиз, кроме графини Гаше, и еще более известную графиню Крюденер.

Переехав в Крым, графиня Гаше проживала некоторое время в Кореизе у графини Голицыной, затем одна с прислугой в Артеке, у подножия Аюдага, и, наконец, переселилась в г. Старый Крым, по совету барона Боде, также французского эмигранта, бывшего в Судаке директором училища виноградарства и виноделия."

Юсуповский дворец в Крыму, 1994г. Фото: ИТАР-ТАСС

Вот и появились новые зацепки. Во-первых, А.С. Голицына - жена камергера И.А. Голицына. Ее действительно в 1822 году выслали из Петербурга вместе с правнучкой фельдмаршала Миниха, баронессой Юлианой Крюденер, за попытку склонить Александра I к крестовому походу против Османской империи, а также за распространение пиетизма (одна из сект лютеранства). В Крыму дамы собирались основать пиетистскую колонию из немцев с греками и начать обращение татар. В биографии Голицыной упоминаются и ее весьма оригинальные для почтенной светской дамы манеры:

"Верхом на лошади, в длинном сюртуке, с плетью в руках, с помощью которой она самолично расправлялась не только с домашними, но и с посторонними, деспотичная Голицына держала в трепете даже местные власти. В обществе ее прозвали La vieille du rocher ("Старуха со скалы"), сама она иногда подписывалась La vieille des monts ("Старуха с гор"), что остряки быстро переделали в La vieille demon ("Старый черт")."

Вот, кто ездил к в гости к крымским татарам "в плаще с двумя пистолетами", вернее – с плеткой, и проповедовал им христианство. А заодно становится ясным, что именно за "христианство" такое было, а то католичка-француженка, обращающая мусульман в православие смотрится как-то нелепо.

Итак, вместо де Ламотт мы видим Голицыну, а вместо загадочных контрабандистов – обычных сектантов. А где же все это время была "крымская миледи"?

Маркевич оставляет нам еще одну зацепку насчет клейма. В примечаниях к своей статье он ссылается на вышедшие в 1889 году воспоминания некой Ольги N (журнал "Русский вестник") и пишет: Голицыны узнали, что их старая гувернантка - не кто иная, как графиня де Ламотт, только тогда, когда случайно, через полуоткрытую дверь, заметили у нее на плече отметину… Стоп, какие "Голицыны", если Анна Сергеевна приехала в Крым без родственников? Во-вторых, зачем ей понадобилась гувернантка, если у нее не было детей, а дочь Юлианы Крюденер к тому моменту была уже замужем?

Надо сказать, что сама Ольга N графиню де Гоше в глаза не видела, а историю о ней пересказывает со слов неизвестных "крымских старожилов". Далее из текста становится ясным, что речь идет о совсем другой ветви рода Голицыных – о Василии Сергеевиче Голицыне и его жене Елене Суворовой, урожденной Нарышкиной, легендарной красавице своего времени. Одно только "но": в 1824 году эта семья еще праздновала свой "медовый месяц" в Берлине, а в своем крымском имении стала появляться через несколько лет после того, как де Гоше умерла. Видимо, у них жила какая-то другая престарелая француженка, у которой тоже могло быть клеймо. А могло случиться и так, что одну историю смешали с другой ради достоверности. Поскольку легенды о "миледи" стали появляться чуть ли не на другой день после ее смерти, крымские дворяне были склонны видеть Жанну де Ламотт в любой эмигрантке говорящей по-французски.

А может ее и вовсе не было в Крыму?

Нет, была. И даже в ссылке оставалась персоной настолько важной для российской короны, что то ли начальник Генерального штаба Дибич, то ли всемогущий Бекендорф приказал губернатору Таврическому Нарышкину: после смерти графини все принадлежащие ей бумаги и личные вещи изъять и немедленно фельдъегерской почтой доставить в Петербург! Как только весть о кончине де Гоше дошла до Нарышкина, он немедленно отправил своего чиновника для особых поручений, но не в "Артек", а в город Старый Крым, и дает ему письменный наказ, одна фраза из которого окончательно все проясняет:

Жанна Де Ламотт

"Известно, что графиня Гаше находилась и умерла в Старом Крыму, имущество ее описано тамошнею ратушею при бытности назначенных графинею Гаше изустно перед кончиною своею душеприказчиков: коллежского секретаря барона Боде, иностранца Килиуса и заведовавшего делами покойной феодосийского 1-й гильдии купца Доменико Аморети, которое, по распоряжению тамошнего губернаторского правительства, взято в ведомство феодосийской дворянской опеки. В описи имущества показаны четыре шкатулки без означения, однако, каких они цветов, но одна из них, под No 88, с дамским прибором и отмечена следующею госпоже Бирх. Вероятно, это та самая шкатулка, о которой начальник генерального штаба пишет мне".

Значит, де Гаше-де Ламотт действительно жила и умерла в Крыму, но не на Южном берегу, а на востоке полуострова, в городе Старый Крым. Эту версию полностью подтверждают и мемуары дочери уже упомянутого барона Боде, ставшего позднее директором Училища виноградарства и виноделия в Судаке:

"Я была еще очень молоденькой девочкой, когда вся эта компания приезжала к моим родителям, но я живо помню всех их: и сухую, грозную княгиню Голицыну, и нежную блондинку Баронессу Беркгейм, но более всех графиню де Гаше. Всю ее замечательную историю узнала я гораздо позже; не знаю отчего, она тогда поразила меня; но я как сейчас вижу старушку среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе. Седые волосы ее были прикрыты черным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать кроткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно-изящным французским языком. С родителями моими она была чрезвычайно любезна, с своими спутницами насмешлива и резка <…> Она желала купить в Старом Крыму сад, принадлежавший отцу моему."

Итак, баронесса Мария Боде оказывается чуть ли не единственным свидетелем (если не считать Олизара), видевшим таинственную графиню де Гоше своими глазами, в отличие от многочисленных пересказчиков баек "крымских старожилов". Там же можно узнать и о том, чем занималась под конец жизни эта женщина.

Александр Боде хотел заполучить де Гаше в качестве компаньонки и наставницы для своей дочери. Он даже предлагал построить для нее дом в Судаке. Но француженка захотела выкупить принадлежавший ему сад, поэтому поселилась в землянке рядом с усадьбой Боде и стала сбивать цену, отгоняя всех прочих покупателей. Потом решила мириться и завещала семье Боде чуть ли не все свое имущество. А 23 апреля 1826 года она скончалась. Описание обстоятельств ее смерти не оставляет никакого пространства для сомнений:

"Ее служанка-армянка рассказала только о том, что, почувствовав себя плохо, графиня всю ночь перебирала и сжигала свои бумаги, что она запретила после своей смерти раздевать ее и требовала похоронить в том, в чем она была одета. По решению местных властей, в связи с отсутствием католического священника, она была похоронена русским православным и армянским грегорианским священниками. Могильная плита не тронута до сих пор/… /В связи с тем, что графиня редко кого допускала к себе, одевалась всегда сама одна/ …/ее служанка мало чем могла удовлетворить всеобщее любопытство. И только во время осмотра и омовения она заметила на спине своей хозяйки два ясных следа от раскаленного железа. Эта деталь подтверждает все предыдущие предположения, так как известно, что госпожа госпожа де Ламотт была приговорена к клеймению и, несмотря на то, что она отбивалась от палачей, клеймо, хотя и нечеткое, все же было выжжено" , - сообщается в мемуарах Марии Боде.

Подведем итоги

Великая авантюристка XVIII века Жанна де Ламотт действительно не умирала в Лондоне, а в очередной раз создала себе новую личность и под ней стала работать на российскую "внешнюю разведку" (спецслужб в сегодняшнем понимании тогда еще не было, шпионажем занимались в основном дипломаты).

В благодарность за это ей позволили жить в Санкт-Петербурге. Но даже из-за такой полезной во всех отношениях дамы Александр I не собирался ссориться с восстановленными в своих правах Бурбонами, так что Жанну убрали с глаз долой сразу же, как только французы ее опознали.

В Крым она прибыла, судя по всему, вместе с сектантской "миссией" А.С. Голицыной, а затем их пути разделились. Голицына вместе с Крюденер остались проповедовать свое "христианство" татарам на Южном берегу, а Жанна де Ламотт перебралась в Старый Крым, где и провела последние полтора года своей жизни на глазах у семейства Боде (что неудивительно, благо они были ее соотечественниками).

В семействе Голицыных из Магарача жила какая-то другая француженка, вполне возможно - беглая воровка. Скорее всего, Ольга N вообще выдумала эту историю, желая придать достоверности легенде о де Ламотт.

Белая Дама из "Артека" - это собирательный образ двух женщин, реально существовавших и живших в Крыму в одно и то же время: графини де Ламотт и А.С. Голицыной.

"Чертов домик" в лагере "Морской" вообще не имеет ко всему этому никакого отношения. Скорее всего его построили уже в то время, когда урочищем "Артек" владела Т.Б. Потемкина¸ славившаяся не только истовой набожностью, но еще и увлечением спиритизмом и прочей мистикой.

Такая история. Может, все-таки не стоит пересказывать ее нынешним "артековцам"? Оставить легенду в покое, сделать в "Чертовом домике" музей, пустить слух о том, что знаменитое ожерелье Марии Антуанетты было спрятано где-то неподалеку и пусть его ищут. В конце концов, мы же на полном серьезе рассказываем детям о том, что Санта Клаус проживает в деревне Йолупупкки в Лапландии, а Дед Мороз – в Великом Устюге. Вырастут, как говорится, - поймут. Все равно ни один пионерлагерь не может существовать без своей Белой Дамы.

Гораздо обиднее, когда подобные байки на полном серьезе воспроизводят и публикуют взрослые.

Алексей Байков

Загрузка...