domvpavlino.ru

Способности виды характеристики происхождение задатки и способности. Способности и задатки. Структура способностей. Проблема развития способностей

Задатки по определению выступают как органические предпосылки к формированию и развитию способностей, обусловливая этот процесс, влияя на него, но не предопределяя его окончательный результат, не объясняя его динамику. Таково распространенное и признанное большинством современных ученых представление о задатках к развитию способностей и их связи со способностями и с процессом формирования способностей у человека. Наличие задатков признавалось всегда и большинством ученых, за исключением тех, кто под влиянием трудов английских философов-материалистов Д. Локка и других (XVII-XVIII вв.) придерживался точки зрения, что человек с рождения «чистая доска, на которой время может начертать любые письмена».

Разница в понимании задатков к развитию способностей между материалистами и идеалистами заключалась в способе их связывания со способностями человека. Идеалисты утверждали, что задатки - это и есть способности, данные человеку от природы, что на основе имеющихся у человека задатков непосредственно и напрямую формируются и развиваются способности. Задатки автоматически превращаются в способности без обучения, а способности самой природой заложены в задатках человека. Позиция материалистов заключалась в том, что они не отождествляли задатки со способностями, не признавали существование врожденных способностей и утверждали, что процесс формирования и развития способностей обусловлен социально, а не биологически (генотипически).

Одновременно с признанием существования задатков учеными независимо от их общефилософской ориентации велись активные поиски ответа на вопрос, что они собой представляют с анатомофизиологической точки зрения. Эти поиски начались задолго до того, как учеными стала обсуждаться проблема врожденности или приобретенное™ способностей, - с момента, когда было доказано, что мозг человека является органом его психики (V в. до н.э.). На головном мозге, его структурах и происходящих в нем процессах было в основном сосредоточено внимание ученых, занимающихся поисками природной основы задатков.

Поначалу, когда были проведены первые анатомические исследования мозга человека и установлено, что по своей массе он намного превосходит мозг животных, была высказана идея о том, что общую массу головного мозга можно рассматривать в качестве анатомической основы задатков к развитию способностей. Однако эта идея вскоре была раскритикована и отвергнута как несостоятельная. Оказалось, во-первых, что существуют животные с большей массой мозга, чем у человека, - это слон и кит (соответственно 5700 г у слона и 6000- 7000 г у кита, в то время как у человека - примерно 3500 г). Во-вторых, выяснилось, что и среди людей не наблюдается прямой связи между способностями и общей массой мозга.

Сторонники этой идеи, однако, не сразу отказались от нее под влиянием критики. Они пытались ее спасти, взяв за основу понимания задатков не общую массу мозга, а отношение веса тела к весу мозга. По этому показателю люди действительно превосходят всех животных. У человека это соотношение самое высокое и составляет 32. Для сравнения можно привести данные, касающиеся самых разумных животных: дельфины - 16, обезьяны - от 2 до 4. Однако и в этом случае обнаружились факты, не укладывающиеся в данную концепцию задатков. У слона, например, это соотношение составляет 10,4, хотя слоны, как известно, менее способные животные, чем обезьяны и дельфины. Кроме того, известно немало случаев, когда примерно одинаково способные, талантливые люди имели очень разный по массе мозг. Например, масса мозга И. Тургенева составляла 2012 г, Д. Байрона - 1800 г, в то время как у А. Франса она составляла всего лишь 1017 г, а у известного химика Ю. Либиха - лишь 1362 г. Кроме того, самый большой по массе мозг, почти в 2 раза превышающий среднюю норму, оказался как раз у умственно отсталого человека - 3000 г.

В XVIII-XIX вв. анатомами и физиологами были проведены фундаментальные исследования строения мозга и его работы (анатомии и физиологии мозга). В ходе этих исследований было обнаружено, что по отношению к психическим явлениям существует определенная специализация мозговых структур. Выводы анатомов и физиологов о наличии связей отдельных психических явлений с локальными участками коры головного мозга были подкреплены данными о том, что локализованные в определенном месте нарушения в работе коры головного мозга вызывают специфические и типичные именно для них нарушения психики или двигательной активности человека. В итоге анализа и обобщения всех этих фактов в XIX в. возникло и в начале XX столетия стало популярным новое учение о связи работы мозга с психическими процессами и явлениями. Оно получило название локализационизм. Согласно данному учению, отдельные психические функции представлены (локализованы) в строго определенных структурах мозга, в частности коры головного мозга. Это учение заложило основы нового представления о задатках. Под ним стали понимать анатомические структуры и происходящие в них физиологические процессы, которые связаны с работой отдельных участков коры головного мозга человека. В первые десятилетия XX в. появились даже подробные карты коры головного мозга, где вся ее поверхность разделялась на множество небольших участков (зон), и с каждым из них связывалось наличие у человека определенных способностей (соответственно - задатков к их формированию и развитию).

К концу XIX столетия, и особенно в начале XX в., было установлено немало фактов, противоречащих представлению о том, что способности человека могут быть локализованы в отдельных участках коры головного мозга. Одновременно с этим возникла разносторонняя и основательная критика локализационизма, главными аргументами которой стали следующие.

  • 1. При локальных ограниченных поражениях коры головного мозга наблюдаются нарушения не одной, а сразу нескольких способностей, что противоречит идее о том, что способности имеют однозначную анатомическую локализацию.
  • 2. При разных по локализации поражениях коры головного мозга могут наблюдаться нарушения одних и тех же способностей. Это также не согласуется с локализационизмом.
  • 3. Локализационизм как учение несовместим с представлениями о том, что большинство человеческих способностей являются приобретенными. Он, связывая способности с отдельными участками коры головного мозга, допускает врожденный характер способностей.
  • 4. В состав анатомо-физиологической основы способностей человека должны входить не только образования, связанные с корой головного мозга, но и образования других структур мозга, а также органы чувств и органы движения. Что касается локализационизма, то он соотносит способности человека и соответственно задатки только с работой коры головного мозга.
  • 5. Разрастание того или иного участка коры головного мозга может свидетельствовать о его ненормальном, болезненном состоянии. Между тем именно на это - на простое физическое увеличение массы того или иного участка коры головного мозга как исходную методологическую посылку ориентирован локализационизм.
  • 6. Общая масса (объем) того или иного участка коры головного мозга не коррелирует со сложностью его внутреннего строения, а именно это должно было бы рассматриваться как анатомо-физиологическая основа задатков.

Успехи генетики, достигнутые за последние несколько десятков лет, вселяют надежду на то, что когда-либо удастся обнаружить и описать анатомо-физиологическую основу задатков на уровне генотипа, а не каких-либо развитых телесных органов, в том числе мозга. Эта надежда до сих пор сохраняется в умах многих ученых, которые ее рассматривают как наиболее перспективную. Она частично подкрепляется вновь собранными фактами. Установлено, например, что некоторые виды врожденной умственной отсталости человека вызваны нарушениями, происходящими на уровне генотипа. Это говорит о том, что недостатки в формировании и развитии способностей могут иметь под собой генетическую основу. Однако пока что не удалось обнаружить и описать генетическую основу нормально развивающихся способностей человека, тем более - одаренности, таланта или гениальности. Поэтому вопрос об анатомо-физиологической основе задатков до сих пор остается в науке открытым.

Некоторые из современных ученых вообще подвергают сомнению правомерность постановки и поиска решения вопроса о существовании природных задатков к развитию способностей в той его формулировке, которая была характерна для многих поколений ученых в прошлом. Дело в том, что практически все они исходили из предположения о том, что наличие задатков является обязательным условием для формирования и развития способностей человека, что для каждой способности должны существовать характерные для нее задатки. Именно эти моменты и подвергаются критике указанными учеными. Их рассуждения на данную тему сводятся к следующему.

Задатки, даже если бы они были точно известны и существовали на анатомо-физиологическом уровне, представляли бы собой лишь одно из условий успешного формирования и развития способностей человека. Это условие выступает как необходимое, но не достаточное для развития способностей. Несомненно, что при наличии хороших задатков, правильно организованном обучении человека имеющиеся у него задатки будут быстрее превращаться в способности, и они в своем развитии достигнут более высокого уровня, чем при отсутствии соответствующих задатков. Однако если человека, имеющего задатки, специально и целенаправленно не обучать по заранее продуманной, научно обоснованной и проверенной программе, то вряд ли имеющиеся у него задатки, даже очень хорошие, со временем смогут превратиться в высокоразвитые способности.

С проблемой задатков тесным образом связан вопрос о том, что представляет собой анатомо-физиологическая основа (задатки к развитию) высших способностей человека, которые, безусловно, не имеют предопределенных с рождения или готовых анатомо-физиологических задатков. Такие способности формируются и развиваются у человека на основе его элементарных способностей, которые в свою очередь могут иметь под собой простейшие задатки. Вряд ли с рождения существуют сложные задатки, лежащие в основе высших способностей человека. В связи с этим возникает вопрос о том, что происходит в организме и мозге человека по мере формирования и развития у него высших способностей?

Один из возможных гипотетических ответов на этот вопрос предложил еще в первой половине XX в. российский физиолог А. Ухтомский. Он сформулировал гипотезу, согласно которой в организме человека по мере формирования и развития у него высших способностей складываются особые орагны, которые он назвал функциональными органами. Они представляют собой анатомические структуры и связанные с ними физиологические процессы, которые с рождения не существуют, но которые могут появиться и развиться вместе с высшими способностями человека.

Функциональный орган, по А. Ухтомскому, - это сложная анатомофизиологическая структура, включающая в себя совместно работающие органические системы, которые до этого не были связанными друг с другом так, чтобы поддерживать высшие способности человека. Речь идет об органах чувств, органах движения, отделах центральной нервной, эндокринной и других органических систем, которые до начала формирования высших способностей человека не были связаны друг с другом в единую, слаженно работающую систему, необходимую для поддержки соответствующих способностей.

Процесс становления функциональных органов гипотетически можно представить следующим образом. Когда ребенок начинает осваивать внешние и внутренние действия, связанные с формирующимися у него способностями, между частями его организма (органами чувств, движения, возможно, всеми остальными органическими системами) и определенными структурами центральной нервной системы начинают складываться новые связи и отношения. По мере формирования и развития способностей эти связи и отношения закрепляются, и когда соответствующие способности оказываются полностью сформированными, возникшие нервные и другие связи вместе с нужными телесными органами и процессами образуют новую структуру - функциональный орган, обеспечивающий поддержку этих способностей на анатомо-физиологическом уровне. На рисунке 28 в качестве примера показана структура функционального органа письма.

На рисунке звездочками обозначены нервные центры мозга, которые, по предположению, отвечают за элементарные способности, входящие в состав сложной способности к письму. Они располагаются во всех четырех отделах коры головного мозга, поскольку все они так или иначе участвуют в письме. Однако письмо осуществляется не только мозговыми центрами, но и с помощью тонкой моторики руки (она показана в нижней части схемы). Эта моторика формируется и совершенствуется в процессе освоения письма. Отрезками, соединяющими между собой мозговые центры, и двухсторонними стрелками, соединяющими мозг и тонкую моторику руки, обозначены соответственно связи, которые формируются и закрепляются по мере становления функционального органа письма.

Рис. 28.

Все функциональные органы, согласно А. Ухтомскому, обладают следующими характерными для них свойствами.

  • 1. Их элементами являются имеющиеся у человека задатки. В процессе формирования функциональных органов между ними складываются новые функциональные связи.
  • 2. У разных людей функциональные органы выступают как индивидуально своеобразные, так как они зависят от имеющихся у данного человека задатков.
  • 3. Индивидуальные различия в устройстве и работе функциональных органов определяют различия в проявлениях у разных людей их высших способностей.
  • 4. Функциональные органы обладают свойством регенерации, т.е. способностью к восстановлению после того, как соответствующая им органическая структура оказалась нарушенной.
  • 5. Регенерация и поддержание функциональных органов в рабочем состоянии обеспечиваются постоянным использованием и совершенствованием соответствующих высших способностей человека.

Понятие «способности » появилось в трудах древнегреческого философа Платона почти 2500 лет назад.
Основой развития способностей и важнейшим условием является наличие задатков , которые являются врожденными анатомическими и физиологическими особенностями организма человека.
В современной психологии «Способности» - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.
По критерию происхождения различают природные и социальные способности . Природные способности обусловлены врожденными свойствами психических процессов. Социальные способности в большей степени обусловлены системой обучения и воспитания.
Выделяют общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают успешное выполнение многих видов деятельности. Специальные способности необходимы для выполнения какого-то одного определенного вида деятельности.
Различают учебные и творческие способности. Учебные позволяют успешно осваивать знания, а творческие - обуславливают способность к созданию новых оригинальных идей, знаний и т.д.
Существуют потенциальные и актуальные способности. Потенциальными считаются способности, которые в настоящее время не проявились, актуальными - те, которые уже проявились у человека.
С самого рождения и примерно до 6 лет формируется основа для развития общих способностей. Специальные способности активно формируются в школьном возрасте от 6 до 16 лет.
Значимым фактором процесса формирования и развития способностей является методика обучения и воспитания.
Наиболее эффективно развиваются способности при занятиях, сложность которых не превышает границы между тем, что ребенок может усвоить самостоятельно, и тем, что он может усвоить с чужой помощью. Слишком высокая сложность заданий тормозит развитие способностей.
По уровню развития способности подразделяют на одаренность, талант и гениальность.
Одаренность - совокупность общих способностей, которые при наличии знаний, умений и навыков позволят успешно выполнять какую-то деятельность.
Талант - одаренность человека, реализованная в высоких и оригинальных достижениях в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.
Гениальность - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

  • Уровни развития способностей .
    В современной психологии «Способности » - система свойств личности, формирующаяся на основе задатков и определяющая успешность выполнения определенных видов деятельности, а также овладение знаниями и навыками.


  • ...рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности
    Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.


  • Задатки и способности .
    Уровни развития способностей .
    Виды взаимоотношений и их уровни . Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.


  • Задатки – это предпосылки для развития способностей . Многие считают задатками лишь врожденные. Понятие о способностях . Виды способностей . Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и...


  • Задатки и способности . Виды способностей . Уровни развития способностей .


  • Задатки и способности .
    Виды взаимоотношений и их уровни .
    Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совмес... подробнее ».


  • Виды способностей .
    Например, высокий уровень развития математических способностей предполагает, что ребенком были хорошо усвоены элементарные математические знания, они и выступают в данном случае в качестве задатков .


  • Для природно-обусловленных способностей нужны хорошие природные задатки .
    Общие способности могут развиваться и имеются практически у всех людей, но на разных уровнях развития .


  • Все, что появляется далее в процессе развития , изначально имеется в виде задатков , которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в
    Психическое развитие в целом есть, вероятно, результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости организма и...


  • Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической
    Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных...

Найдено похожих страниц:10


Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» 1 .

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнореф-лекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формиро-

вания качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко-высотного слуха — развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Общее понятие о способностях

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности...

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности(хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

Способности и задатки

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера, т.е., не отрицается врожденность особенностей строения мозга , которые могут оказаться условием успешного выполнения какой-либо деятельности, т.е., задатков.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Б.М.Теплов говорил, что способности – это задатки в развитии.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способности поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде своеобразного задатка. Например, чтобы усвоить высшую математику, надо знать элементарную, вот эти знания и выступают в качестве задатка и являются приобретенными способностями.

Тот факт, что задатки заключены в особенностях строения нервной системы, подсказывает предположение о возможной генетической наследуемости задатков. Вместе с тем, гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследования способностей.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиться различные способности.

Уровни способностей:

1. Неспособен или способность имеется (в различной степени ее развития).

2. Репродуктивный или творческий уровень имеющейся способности.

Репродуктивный уровень способности определяется тогда, когда человек хорошо работает с материалом, хорошо известным всем другим людям, но делает это более ловко, более уверенно.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

Одаренность;

Гениальность.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.


Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность – это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1) работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2) высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3) обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4) гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5) результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Сознательные родители, заботящиеся о будущем своих детей, проявляют обеспокоенность в плане обнаружения и целенаправленного развития их задатков и способностей. Ведь от своевременности и правильности действий в этом направлении зависит жизненный путь личности. Для начала нужно понимать, в чем отличие между ними.

Способности – это уровень потенциала для решения задач разной сложности. Человек считается способным, когда он успешно и быстро овладевает какой-то деятельностью и при этом имеет высокое качество достижений. Отсутствие какой-либо способности можно восполнить усиленным развитием других, либо напряжением сил, упорным трудом и настойчивостью.

Задатки это некое основание заложенное природой, предрасположенность, которая часто передается с родительскими генами. Задатки человека являются биологической основой его способностей. Каждый человек от своего рождения наделен какими-то из них. Существует 2 вида задатков: приобретенные (социальные) и врожденные (природные). На базе одних и тех же внутренних потенциалов у разных людей могут быть разнообразные способности, возможно также одновременное возникновение сразу нескольких способностей или ни одной. Их эволюция происходит определенным образом.

Трехуровневая схема развития способностей

Выделяют три ступени развития способностей: гениальность, одаренность, талант:

  1. Человек, наделенный одаренностью, имеет задатки и способности к разнообразным видам общения и деятельности. Его отличает широкий спектр интеллектуальных возможностей, своеобразие общения и высокая степень освоения деятельности. Одаренность – высокий уровень проявления способностей, который обуславливает благополучное осуществление деятельности. Она находится на первичном этапе развития способностей. Одаренность имеют многие дети вначале своего развития благодаря индивидуальным задаткам и особенностям.
  2. Следующая ступень выраженности способностей называется талант. Талант – это особое сочетание способностей, позволяющее человеку оригинально и самостоятельно выполнить какое-то сложное дело. Он проступает в определенном занятии и обычно пробуждается и развивается у тех детей, которые активно учатся и занимаются деятельностью, способствующей его раскрытию. Когда задатки личности в таланте сочетаются со склонностями, у ребенка появляется импульс продолжать двигаться в том направлении, где он успешен. Но так может и не случиться, и этот дар оказывается невостребованным самим человеком или социальной ситуацией.
  3. При последующем развитии таланта зарождается гениальность, самая высокая степень проявления способностей. Она создает предпосылки для достижения результатов, открывающих новую эпоху в культуре и науке.

Талантливых людей много в различных отраслях деятельности, где они реализовывают себя, а гениальный человек это большая редкость. Только единицы достигают высшего уровня своего развития, поэтому важно скорее выявить одаренность, чтобы продолжить специальное воспитание и обучение для будущего развития способностей.

Для развития задатков необходима практика обучения, вхождение в деятельность, где будут усовершенствоваться соответствующие навыки. Она может уравновесить не самые удачные задатки и способности, а также способствовать достижению успеха вследствие формирования собственного стиля, в котором максимально задействованы сильные стороны человека.

Рассмотрим баскетбол. Один из благоприятствующих этому задатков является высокий рост. Рослые люди имеют больше перспектив в этой игре, но низкий человек может восполнить малый рост другими действиями – развитием ловкости, прыгучести или подвижности. Любое занятие многогранно и позволяет оптимально использовать свои особенности посредством развития своего стиля.

Способности развиваются благополучно, когда человек достигает предела личных возможностей и постепенно поднимает эту планку вверх. При неблагоприятных условиях воспитания, психических травмах детская энергия может расходоваться на напрасные переживания. Чрезмерное принуждение может потушить активность ребенка и высушить способность.

Загрузка...