Вывод о получении этилена в лаборатории. Получение этилена и изучение его свойств
Тема урока: Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств.
Цели урока.
Образовательная:
Обеспечить закрепление знаний о химических свойствах предельных и непредельных углеводородов;
Экспериментально подтвердить теоретические знания о лабораторных способах получения этилена и его взаимодействия с веществами;
Наблюдение химических явлений.
Развивающая:
Формирование практических умений и навыков обращения с лабораторным оборудованием;
Развить исследовательские умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
Развитие познавательного интереса к изучению химии;
Воспитание культуры проведения опытов и соблюдения правил техники безопасности.
Тип занятия: урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Вид занятия: лабораторная работа;
Методическое обеспечение: инструкционная карта на выполнение лабораторной работы №7, презентация Power Point.
Оснащение: мультимедиа проектор, компьютер, набор реактивов для выполнения лабораторной работы №7.
Урок сопровождается презентацией. Приложение 1
I. Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию.
II. Сообщение темы занятия, постановка целей урока
Сегодня мы приступаем к выполнению Лабораторной работы №7, по теме: "Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств".
Цель нашего занятия: выявить свойства предельных и непредельных углеводородов с помощью характерных химических реакций. Освоить навыки получения этилена в лабораторных условиях.
Послушайте внимательно притчу, и сделайте выводы:
В очень давние времена при дворе китайского императора жил-был один старый садовник. Цветы и плоды из императорских садов славились по всему Китаю. Росло в саду грушевое дерево, которое плодоносило раз в десять лет, и лишь тогда созревали груши когда было теплое лето. Однажды весной император вызвал своего садовника и приказал, что бы осенью тот принес ему зрелые груши. И пообещал наградить его золотом: "Я дам тебе столько золота, сколько будут весить груши, которые ты мне принесешь. А если не исполнишь - прикажу казнить".
Лето выдалось холодное, не было ни какой надежды, что груши созреют. Но садовник снял недозрелые груши, разложил их в своей комнате и стал окуривать их ладаном. Груши налились, стали янтарно-желтыми и пахли медом. Но садовник не понес груши императору, а раздал детям и после этого исчез. Секрет дозревания груш исчез вместе с ним.
Прошло много столетий прежде чем проверили состав дыма ладана. Оказалось, что в его дыме имеется бесцветный легкий газ - этилен. В настоящее время он используется для дозревания плодов. Назовите другие области применения этилена?
(Предполагаемый ответ: Этилен применяется при изготовлении каучука, растворителей, этилового спирта; при полимеризации этилена получаю полиэтилен - синтетическое высокомолекулярное вещество.)
III. Проверка теоретических знаний студентов
Фронтальный опрос студентов:
1. Какие из этих веществ изомерны между собой?
(Ответ: а, в.)
2. Какое слово лишнее в ряду: метан, пентан, бутен, гексан, октан, декан.
(Ответ: бутен.)
3. Исправьте ошибку в строении молекулы и назовите алкен:
3-метил-4,7-диэтилнонен-4)
4. Назовите алкен следующего строения:
(Ответ: 6-метилгептен-3.)
5. Каким способом в лабораторных условиях получают этилен, запишите уравнение реакции на доске?
(Предполагаемый ответ: Дегидратация спиртов при нагревании и с использованием в качестве катализатора Н 2 SO 4.
Уравнение реакции: )
6. Почему непредельные углеводороды химически более активны, чем предельные?
(Предполагаемый ответ: Непредельные углеводороды химически более активны за счет наличия кратных связей. "Пи"- связь менее прочная, чем "сигма" - связь, поэтому она легко разрушается под действием различных реагентов)
7. Допишите реакцию:
Какие вещества можно идентифицировать с помощью данной реакции
Реакция с бромной водой является качественной реакцией на все непредельные углеводороды.)
8. Какие продукты реакции образуются при полном окислении углеводородов?
(Ответ: При полном окислении углеводородов в избытке кислорода образуются углекислый газ СО 2 и вода Н 2 О.)
9. Вставьте пропущенные слова:
При присоединении веществ типа НХ, где Х = гплоген, - ОН группа, к несимметричным алкенам, атом водорода присоединяется к атому... у... связи, связанному с... числом атомов... .
(Ответ: углерода; кратной (двойной); наибольшим; водорода)
10. Завершите предложение:
Полимеризацией называется процесс соединения одинаковых молекул (мономеров), протекающий за счет разрыва кратных связей, с образованием... .
(Ответ: высокомолекулярного соединения (полимера).)
Часть студентов получает письменные задания: (Приложение 2)
IV. Текущий инструктаж - представление правил техники безопасности с использование презентации.
Прежде чем приступить к самостоятельно работе, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности:
1. Соблюдать осторожность при работе с нагревательными приборами.
2. Спиртовку зажигать, не наклоняя к другой спиртовке, а поднося зажженную спичку к фитилю спиртовки.
3. Гасить спиртовку, накрывая колпаком.
4. При работе с реактивами соблюдать осторожность, не допуская попадания на одежду и кожу.
На данной лабораторной работе вы впервые сталкиваетесь с жидкостями органического происхождения, которые легко проникают в организм в виде паров через кожу. Пары как правило раздражают верхние дыхательные пути, слизистые оболочки глаз и носа.
5. В избежании ожога слизистых оболочек не следует подносить реактивы к лицу, пробовать их на вкус.
V. Самостоятельная работа студентов
Каждый из вас получил инструкционную карту на выполнение лабораторной работы №7. (Приложение 3). Ваша задача подробно изучить инструкционную карту: понять какие цели стоят перед вами при выполнении данной работы; какие умения и навыки вы должны приобрести в ходе выполнения работы. Проверьте соответствует ли набор реактивов заявленному в перечне приборов и реактивов. Еще раз обратите внимания на правила техники безопасности. Тщательно изучите методику проведения опытов, и проделайте опыты. Оформите все записи в тетрадь соответственно предъявляемым в инструкционной карте требованиям.
VI. Итоговые отчеты студентов о проделанной работе
Обратите внимание на пункт инструкционной карты "подведение итогов". После того как вы проделаете все опыты и заполните таблицу с данными приступайте к выполнению итогового задания.
Подведение итогов.
1. Объясните, почему при сгорании муки образуется обуглившаяся масса черного цвета, ведь органические вещества сгорая разлагаются на воду и углекислый газ?
(Предполагаемый ответ: масса черного цвета свидетельствует об образовании углерода, это говорит о том, что произошла реакция неполного окисления, то есть при недостатке кислорода.)
2. Какую роль играет концентрированная серная кислота при получении этилена из этилового спирта.
(Предполагаемый ответ: Концентрированная серная кислота выступает катализатором данного процесса.)
3. Запишите уравнение реакции этилена с йодной водой в структурной форме.
4. Объясните, почему этилен обесцвечивает раствор перманганата калия.
(Предполагаемый ответ: Раствор перманганата калия обесцвечивается в при действии на него этиленом потому, что в процессе реакции образуются двухатомные спирты (диолы) - бесцветные вещества.)
Каждый должен предоставить отчет о проделанной работе в виде: грамотна оформленной тетради, заполненной таблицы с данными о проделанных опытах, и выполненным итоговым заданием из инструкционной карты.
(По усмотрению преподавателя задаются дополнительные вопросы.)
VII. Подведение итогов занятия
Если у кого-то есть вопросы прошу их задавать. Все ли вам понятно? Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание
Повторить материал учебника со страниц 189-221.
Составьте цепочку превращений используя изученный материал по темам: "Алканы", "Алкены", "Алкадиены", "Алкины".
Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Цель работы: получить этилен и изучить его химические свойства.
Реактивы и оборудование : лабораторный штатив, штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой, видеофильм «Получение этилена», спиртовка, спички, растворы H 2 SO 4 , KMnO 4 , бромная вода.
Ход работы
Опыт 1. Получение этилена
В пробирку с 2 мл этанола C 2 H 5 OH добавьте 6 мл концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 . Всыпьте в пробирку 1 ложку прокаленного песка, закройте пробкой с газоотводной трубкой, закрепите в штативе и начните нагревать.
Отметьте изменения в пробирке с реакционной смесью. Запишите уравнение реакции получение этилена, используя сокращенные структурные формулы. Сделайте вывод, из каких веществ можно получить этилен в лаборатории.
Опыт 2. Взаимодействие с бромом
Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 2 мл бромной воды (раствор брома Br 2 в воде).
Как изменился цвет бромной воды? Запишите уравнение реакции, используя сокращенные структурные формулы. Сделайте вывод, имеется ли в молекуле этилена двойная связь.
Опыт 3. Взаимодействие с перманганатом калия
Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 2 мл раствора перманганата калия KMnO 4 .
Как изменился цвет раствора перманганата калия? Запишите уравнение реакции, используя сокращенные структурные формулы. Сделайте вывод, имеется ли в молекуле этилена кратная связь.
Опыт 4. Горение этилена
Подожгите выделяющийся газ.
Каким цветом горит этилен? Запишите уравнение реакции, используя эмпирические формулы. Сделайте вывод, какие вещества образуются в результате сгорания алкенов.
Оформление работы
По результатам эксперимента заполните таблицу:
Запишите общий вывод по практической работе.
Вывод: этилен в лаборатории можно получить взаимодействием ___________; этилен относится к __________ углеводородам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств"Инструкция к практической работе, форма оформления отчета, дополнительные задания к теме....
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств».
При проведении практической работы должны показать умения Ø составлять технологическую карту;Ø применять теоретические знания о свойствах и лабораторном способе получения аммиака, при...
Практическая работа №2
Получение этилена и изучение его свойств
Цель работы: экспериментальным путем получить этилен, провести качественные реакции, доказывающие непредельный характер этилена; совершенствовать умение получить газообразные вещества.
Оборудование и реактивы: металлический штатив, лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, растворы перманганата калия, бромная вода, чистый песок или кусочки пористой керамики.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Получение этилена.
Исполнитель |
Экспериментальная задача I |
Комментатор |
Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта C 2 H 5 OH и серной кислоты H 2 SO 4 . |
||
Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты. |
||
ТБ: Добавлять следует именно кислоту к спирту, а не наоборот, при этом кислоту нужно приливать постепенно, перемешивая смесь в пробирке. |
||
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси. |
||
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. |
||
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем. |
||
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III). |
||
Экспериментальная задача I. Уровень II
Получение этилена.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Получение этилена
Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.
Этилен получаем нагреванием смеси _________ и _________________.
Для этого в пробирку наливаем 1 мл ________ и 3 мл концентрированной ______________ .
Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для _____________________.
Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.
Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Получите этилен из этилового спирта и серной кислоты, пользуясь рисунком.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Свойства этилена.
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO 4 .
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO 4 .
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO 4 .
Тема: Получение этилена и изучение его свойств |
||
Исполнитель |
Экспериментальная задача II |
Комментатор |
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта). |
||
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой. |
||
Пропускаем через неё выделяющийся газ. |
||
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание бромной воды. |
||
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой. |
||
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO4. |
||
Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO4. |
||
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO4. |
||
Растворы оставляем для сравнения. |
||
Экспериментальная задача II. Уровень II
Свойства этилена.
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.
Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия KMnO4 .
Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия.
Растворы оставляем для сравнения.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Свойства этилена.
В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).
Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.
Пропускаем через неё выделяющийся газ.
Наблюдаем по мере пропускания газа ____________ бромной воды.
Вывод: этилен взаимодействует с ______________.
Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия.
Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия.
Вывод: этилен взаимодействует с раствором __________________.
Растворы оставляем для сравнения.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Осуществите взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + CO
Тема: Получение этилена и изучение его свойств |
||
Исполнитель |
Экспериментальная задача III |
Комментатор |
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх. |
||
Спичками поджигаем выходящий газ. |
||
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается. |
||
Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом (природного, состоящего на 80% из CH 4), что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными. |
||
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах. |
||
Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением: Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н2О + СО |
||
Приводим рабочее место в порядок. |
||
Экспериментальная задача III. Уровень II
Изучение свойств пламени этилена.
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
Спичками поджигаем выходящий газ.
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа (природного, состоящего на 80% из CH 4), который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.
Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.
Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:
Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + СО
Экспериментальная задача III. Уровень III
Изучение свойств пламени этилена.
Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.
Спичками поджигаем выходящий газ.
Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, ______________ .
Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли ___________ в непредельных углеводородах в сравнении с __________________.
Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку.
Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) элемента _________ в молекуле этилена и его неполным окислением.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Изучите свойства пламени этилена, используя: 1) в сравнении пламя бытового газа 2) фарфоровую чашку.
Отчетные задания
Вариант 1
Какова роль серной кислоты в реакции получения этилена?
Как опытным путем можно очистить пропан от примеси бутена-1?
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Составьте уравнение химической реакции получения этилена.
Вариант 2
Как опытным путем отличить этилен от этана?
Как опытным путем можно очистить бутан от примеси бутена-1?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с перманганатом калия.
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради.
Вариант 3
Зависят ли свойства алкенов от симметричного строения молекул? Приведите примеры.
Как опытным путем можно очистить бутан от примеси пентена-1?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с йодной водой.
Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради
Практическая работа №1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при выполнении практической работы! (распишитесь в тетради по тб) Цель работы
ДокументРабота № 1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при... реакций. Вывод: При взаимодействии этилена с бромной водой, красно-бурый... содержанием углерода. Задание: Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200 г...
Тематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6
Тематическое планирование1 1 63 Полимеры. 1 1 64 Практическая работа №6. «Получение этилена и изучение его свойств ». 1 1 65 Контрольная работа №3 «Органические вещества...
«Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе». Цель
ДокументЛабораторное занятие №6 «Получение этилена и изучение его свойств » Цель: закрепление знаний о свойствах непредельных углеводородов: способности... Лабораторная работа №8 «Получение и свойства карбоновых кислот» Цель: изучение свойств карбоновых кислот на...
Задания. 1. Получите этилен из этилового спирта.
2. Проведите характерные реакции для этилена как представителя непредельных углеводородов.
Оборудование. Прибор для получения этилена, штатив с пробирками, стеклянные трубки с оттянутым концом, лучинка, фарфоровая пластинка или чашечка, чашка с песком, лабораторный штатив, горелка, спички, мензурка, свернутая спирально медная проволока, которая должна быть вложена в газоотводную трубку.
Вещества. Этиловый спирт, серная кислота (конц.), раствор бромной воды и розовый раствор подкисленного перманганата калия, промытый и прокаленный речной песок.
Выполнение работы
1. Получение этилена. Соберите прибор для получения этилена (рис. 22.6) и проверьте его на герметичность.
Для получения этилена в пробирку поместите 1,5 мл этилового спирта, затем осторожно прилейте 4 мл концентрированной серной кислоты и добавьте в смесь немного прокаленного песка. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и закрепите прибор в штативе.
2. В две пробирки прилейте по 2 мл растворов бромной воды и перманганата калия. Нагрейте в приборе для получения этилена смесь до кипения и, не переставая нагревать, но не перегревая, опустите конец газоотводной трубки сначала в
пробирку с бромной водой, а затем в пробирку с раствором перманганата калия.
Что вы наблюдаете? Составьте уравнения химических реакций: а) получения этилена из этилового спирта; б) взаимодействия этилена с бромной водой.
Направьте конец газоотводной трубки прибора вверх и подожгите лучиной выделяющийся этилен. Отметьте характер пламени. Внесите в пламя этилена на несколько секунд фарфоровую пластинку или чашу. Что вы наблюдаете?
Вдувайте воздух через стеклянную трубку с оттянутым концом в среднюю часть пламени этилена. Как изменяется яркость пламени? Почему? Составьте уравнение реакции горения этилена.
Получение этилена.
Концентрированная серная кислота обладает свойством отбирать воду у других веществ. Это свойство использовано для получения этилена.
Вода частично конденсируется на стенках пробирки и скатывается обратно в раствор. Этилен уходит по газообразной трубке. Свойства этилена.
Цель работы получить этилен и провести опыты, характеризующие его свойства. Оборудование и реактивы спиртовка, спички, штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, бумага фильтровальная; этанол, речной песок, H 2 SO 4 (конц), бромная вода, раствор перманганата калия.
Порядок выполнения 1. В пробирку налейте 2 мл этилового спирта, осторожно добавьте 5 мл концентрированной серной кислоты. Затем насыпьте немного речного песка, чтобы избежать толчков жидкости при кипении. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите ее в штативе. C 2 H 5 OH песок Посмотреть видео опыт
Порядок выполнения 3. Для получения этилена нагрейте смесь в пробирке до кипения. Продолжая нагревание, опустите конец газоотводной трубки в пробирку с раствором перманганата калия (ниже уровня раствора). Пропускайте выделяющийся этилен через раствор перманганата калия до полного обесцвечивания раствора. Сделайте вывод о реакционной способности этилена. Рисунок установки
Порядок выполнения 4. Опустите конец газоотводной трубки в пробирку с бромной водой (ниже уровня раствора). Пропускайте выделяющийся этилен через бромную воду до полного обесцвечивания. Сделайте вывод о непредельном характере этилена. Сделайте вывод о реакционной способности этилена. Рисунок установки 4.