domvpavlino.ru

Является ли вода полезным ископаемым. Подземная вода как полезное ископаемое. Краткая характеристика основных полезных ископаемых

Даже как-то странно называть ее ископаемым: вроде бы вот она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в прудах и морях, даже с неба льется. И тем не менее такое название — верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях воду не приходится добывать в буквальном смысле слова из-под земли?

Ну, а уж о том, что это ископаемое полезное, и говорить не нужно. Вот уж действительно, без воды — “и ни туды, и ни сюды”. Практически ни один известный нам процесс, от заварки чая до охлаждения автомобильных двигателей, нельзя представить без воды.

И в то же время ни одно из дарованных нам природой веществ, кроме, пожалуй, воздуха, не подверглось со стороны человека столь мощной атаке. Сегодня ощущается дефицит пресной и чистой морской воды. И это острейшая проблема.

Однако есть ресурсы, которые человек еще не использует в полную силу. Например, морская вода — известны установки по ее опреснению. Они могут быть самыми примитивными и приводиться в действие даже солнечными лучами. А есть и довольно сложные, которые работают на атомной энергии. Один из таких опреснителей уже довольно давно действует на пустынном и безводном берегу Каспийского моря. Есть и целые страны, живущие только на опресненной морской воде, например островное государство Бахрейн в Персидском заливе.

На больших глубинах под землей открыты реки и даже целые озера пресной воды, до использования которых человеку еще предстоит добраться. Ведь почва представляет собой как бы слоеный пирог из перемежающихся водопроницаемых и водоносных слоев. Чем глубже расположен водоносный слой, тем чище в нем вода: она многократно профильтровалась, пройдя лежащие выше слои. И если необходимо пробурить скважину для снабжения питьевой водой, то хорошо бы добраться до участка поглубже.

А уж если заглянуть в будущее, возможно, и не столь далекое, то при плавании по океану мы, быть может, встретим буксир, тянущий за собой… огромный айсберг. Ведь это тоже хранилище, пусть твердой, но воды. И ее можно с небольшими потерями транспортировать из Антарктиды туда, где воды не хватает…

Расплавы звонких руд вонзились в интервалы И трещины пород; подземные пары. Как змеи, извиваясь меж камнями, Пустоты скал наполнили огнями Чудесных самоцветов. Все дары Блистательной таблицы элементов Здесь улеглись для наших инструментов И затвердели… Н. Заболоцкий Не кажется ли вам, что в этих строках невольно отразилось потребительское отношение человека к “подземным кладовым”, к тем запасам…

Прежде чем начать добычу какого-либо из полезных ископаемых, хорошо бы знать, где его можно найти. Как было бы удобно по случайно найденному самородку указать, что вот в этом месте и скрываются залежи, например, золота или железа. Но если золото и встречается в самородном виде, то железо, к сожалению, словно рассеяно в земной толще, да еще…

Полезные ископаемые, залегающие очень близко к поверхности земли, люди умели добывать очень давно. Например, в Германии известна так называемая Рудная гора, которую в течение долгих лет просто понемногу скапывали. Да и сейчас строительные материалы порой извлекают не мудрствуя лукаво, уничтожая холмы и даже целые горы. Это — один из видов добычи открытым способом. В таких…

Ну, а если все-таки нужные нам топливо и руда залегают глубоко? Тогда, ничего не поделаешь, приходится рыть шахты. Известно, что забираться под землю люди научились уже тогда, когда еще только пользовались каменными орудиями. Чтобы достать необходимый для них кремний, прорывали шахт глубиной до десяти метров с короткими боковыми ходами — штреками. Этот опыт в дальнейшем…

Какое же топливо на сегодня самое для нас выгодное? Это, безусловно, нефть. Может быть, вам покажется удивительным, но промышленная добыча ее началась всего лишь около ста пятидесяти лет назад. Еще в 1883 году практически всю нефть получали в одном из североамериканских штатов — Пенсильвании. “Королем” тогда был уголь, и казалось, что соперников у него нет….

Там, где залегает нефть, как правило, можно обнаружить и газ. Трудно представить себе современную жизнь без такого удобного для использования вида топлива. Ведь это — и газовые плиты на наших кухнях, и газовые баллончики, которые возят на дачи, и огромное количество вещей и предметов, сделанных из газа с помощью химии. Достаточно сказать, что сейчас каждый…

А только ли нефтью богато океанское дно? Чем больше человек исследовал океан, тем более убеждался в том, какими несметными запасами он обладает. Огромные площади океанского дна на глубинах 4-6 километров покрыты породами, содержащими железо и марганец. Запасы эти оцениваются в несколько триллионов тонн, и даже если небольшую их часть удастся поднять “с морского дна”, многие…

Вот еще одна проблема. Те, кому приходится проезжать через Донбасс или еще через какой-нибудь район угледобычи, наверняка видели терриконы — искусственные горы, образованные из так называемой пустой породы. Когда люди сосредоточивают свое внимание на получении какого-либо одного полезного ископаемого, все остальное, что сопутствует его добыче, не берется в расчет. Из этих отходов и образуются горы,…

А почему, говоря о полезных ископаемых, мы должны “заглядывать” под землю или на дно океана? Может быть, стоит поднять взор… на небеса? Ближайшая наша космическая соседка — Луна. Не поделится ли она с нами своими запасами? Сегодня такие вопросы звучат вовсе не фантастически. Совсем недавно на поверхности Луны, на дне ее кратеров и на полюсах,…

А зачем могут понадобиться лунные базы? Они потребуются не только для научно-исследовательских целей, как, скажем, базы в Антарктиде. Есть и более практичные намерения: Луна должна стать перевалочной базой при создании в околоземном пространстве индустриального пояса. Что это такое? Чтобы убрать с Земли экологически вредные производства, сохранить ее природные ресурсы, предлагается вывести заводы и фабрики на…

В природе преобладают соленые воды и рассолы, которые почти не используются. Лишь ничтожная часть всех природных вод обладает теми качествами, которые делают ее полезным ис­ко­паемым. Эти качества определяются кондициями, т.е. сово­куп­ностью требований потребителя к составу минерального сы­рья. Кондиции природных вод определяют не только пригодность подземной во­ды, но и характер ее использования.

В зависимости от состава подземная вода используется как питьевая, минеральная, техническая, промышленная и тер­маль­ная.

Питьевая подземная водаиспользуется с незапамятных вре­мен, но требования к ее качеству постоянно менялись. Первоначально они определялись только органолептически. Затем их ста­ли тестировать по физическим и химическим свойствам. В на­стоящее время введены строгие требования, которые рег­ламентируются государственными документами. В России таким документом является ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая». Его тре­бо­вания представлены в табл. 17.

Таблица 85. Стандарты Всемирной Организации Здравоохранения (WHO) для состава питьевых вод и вклад питьевой воды в потребление элементов при питании (C.A.J. Appelo, D. Postma).

Компонент Вклад в минеральное питание (%) Наибольшие допустимые концентрации (мг/л) ПДК в РФ Примечания
Mg 2+ 3-10 Mg/SO 4 диарея
Na + 1-4
Cl - 2-15 по вкусу; не опасно <600 мг/л
SO 4 2- диарея
NO 3 - болезнь blue baby
NO 2 - 0,1
F - 10-50 1,7 ниже при высоком водопотреблении
As ca. 30 0,05 болезнь black-foot
Al - 0,2 Подкисление/флокули­рова­ние Al
Cu 6-10 0,1 3 мг/л в новых водопроводных системах
Zn ничтожное 0,1 5 мг/л в новых водопроводных системах
Cd - 0,005
Pb - 0,05
Cr 20-30 0,05

Таблица 86.Таблица 17. Предельно допустимые концентрации (ПДК) компонентов химического состава питьевых вод (ГОСТ 2874-82)

Токсикологические показатели ПДК, мг×л -1
Сухой остаток
Сульфаты (SO 4 2-)
Хлориды (Cl -)
Железо (Fe) 0,3
Марганец (Mn) 0,1
Алюминий остаточный 0,5
Медь (Cu 2+) 1,0
Цинк (Zn 2+) 5,0
Бериллий (Be) 0,0002
Молибден (Mo) 0,25
Мышьяк (As) 0,05
Нитраты (NO 3 -) 45,0
Свинец (Pb) 0,03
Селен (Se) 0,001
Стронций (Sr) 7,0
Фтор (F) для климатических районов: I-II 1,5
III . 1,2
IV . 0,7
Жесткостьобщая, мг-экв×л -1 7,0
pH 6,0-9,0

В США также нормируется содержание Cd, Cr, Hg и др.

Бактериальные требования контролируется коли-титром, величина которого должна превышать 300 мл на одну кишечную па­лочку. Питьевая вода используется либо непосредственно для снабжения населения, либо для изготовления алкогольных или безалкогольных напитков. В последнем случае качество питьевой воды часто определяет и качество самого напитка.

Минеральная вода обладает лечебными качествами, которые определяются ее составом. Она может использоваться как для внутреннего, так и для наружного употребления. Как правило, к минеральным водам относят те, которые содержат повышенные концентрации отдельных активных компонентов или обладают осо­­­быми физическими свойствами. Среди них выделяют угле­кис­лые, сероводородные, кремнистые, железо- и мышьяксо­дер­жащие, йодные, бромные, борные или радоновые.

Все минеральные воды прежде всего делятся на воды внутреннего (питьевого) и наружного (для ванн) применения. В соответствии с ГОСТ 13273-88 питьевые минеральные воды делятся на две большие группы: лечебно-столовые с минерализацией от 1 до 10 г×л -1 и лечебные с минерализацией от 10 до 15 г×л -1 . Последние применяются только по назначению врача. Более интенсивному воздействию на организм минеральных вод наружного применения часто способствует повышенная темпе­ра­тура.

Требования к качеству минеральных вод определяют врачи на основе их физиологического воздействия на организм чело­века в каждом конкретном случае.

Техническая вода не пригодна для питья, но может быть использована в промышленности или сельском хозяйстве. Требования к качеству этой воды зависят от ее количества и назначения. Главными параметрами являются минерализация, газонасыщенность, жесткость и присутствие компонентов вредных для окружающей среды.

Рисунок 0‑1. Схематическая карта распространения и районирования промышленных подзем­ных вод на территории бывш. СССР, по [Методы изучения..., 1986]. Провинции древних (докембрийских) платформенных областей: I - Русская, II - Прикаспийская, III - Сибирская; провинции эпипалеозойских платформенных областей: IV - Скифская, V - Западно-Си­бирская, VI - Туранская; провинции гидрогеологических складчатых областей: VII - альпийской, VIII -герцинской, IX - мезозойской, Х - кайнозойской. Районы подземных промышленных вод (йодных, бром­ных, иодо-бромных): 7 - весьма перспективные; 2 - перспективные; 3 - малоперспективные; 4 - непер­спективные горно-складчатые области и щиты (я) и платформы {б)\ границы: 5 - провинций, б - место­рождений промышленных вод

Промышленная вода служит сырьем для добычи отдельных полезных компонентов. Для этого концентрации этих компонентов должны превышать некоторые значения, которые называются кондиционными концентрациями . Величина этого содержания зависит не только от условий залегания и качества сырья. Она зависит от технологических возможностей промышленности, от спроса и цены добываемого компонента. Например, содержание Br должно превышать 250 мг×л -1 , I - 18 мг×л -1 . При совместном извлечении этих элементов, их кондиции снижаются соответ­ственно до 200 и 10 мг×л -1 .

Подземные воды являются полезным ископаемым. В отличие от других видов полезных ископаемых, запасы подземных вод возобновимы в процессе эксплуатации. Участки водоносных горизонтов или комплексов, в пределах которых имеются условия для отбора подземных вод, отвечающих установленным кондициям, в количестве, достаточном для экономически целесообразного их использования, называются месторождениями подземных вод .

По характеру использования подземные воды подразделяются на хозяйственно-питьевые, технические, промышленные, минеральные воды и термальные воды. К водам хозяйственно-питьевого типа, используемым для водоснабжения, относят пресные воды, отвечающие кондициям (с определёнными вкусовыми качествами, не содержащие вредных для здоровья человека веществ и микроорганизмов). Промышленные воды с повышенным содержанием отдельных химических элементов (I, Br, В и др.) представляют интерес в качестве источника этих элементов, а также используются в некоторых областях промышленности.

Особую группу составляют минеральные воды . Эти воды обладают повышенным содержанием биологически активных минеральных (реже органических) компонентов или специфическими свойствами (температура, радиоактивность и др.), благодаря которым оказывают на организм человека лечебное действие.

К особой категории относятся также месторождениягипертермальных вод (с температурой до 100 0 С и выше), связанные с областями современного вулканизма (Камчатка, Курильские острова и др.). Горячие воды таких месторождений используются геотермальными электростанциями и для теплоснабжения близлежащих населенных пунктов. При этом проблемой эксплуатации этих вод является их высокая минерализация и газонасыщенность, определяющие высокую химическую активность вод и интенсивное выпадение солей при охлаждении.

На вопрос А вода- полезное ископаемое? заданный автором Ёпиноза лучший ответ это Вода - тоже ископаемое. И очень полезное!
Что такое обыкновенная вода? Пусть это вам не покажется странным, ребята, но пресная вода… тоже минерал с известной всем формулой H2O. При плюсовой температуре он находится в жидком агрегатном состоянии, а при нуле градусов превращается в кристаллы льда (или кристаллические агрегаты, массу мелких кристалликов). А вот морскую воду, вероятно, можно сравнить уже не с минералом, а с горной породой: в ней растворена и соль натрия, и окислы многих химических элементов - минералов, в том числе сотни тысяч тонн золота и других металлов. Сегодня использовать это «полезное ископаемое» мы еще не можем: извлечение, к примеру, золота из морской воды очень и очень дорого и, как говорится, не рентабельно. Но уже сегодня кое-где в засушливых странах Ближнего Востока морскую воду используют: там работают опреснительные установки, превращающие ее в дефицитную в тех краях воду питьевую.
Подземные воды. Этот понятие в геологии объединяет всю воду, которая находится в почвах, глубоких слоях земной коры и даже в горных породах. Причем эта вода может быть в любом состоянии - твердом, жидком или газообразном. Таким образом, ископаемый лед вечной мерзлоты (вы знаете, что огромная часть поверхности нашей страны так промерзла во время оледенения, что до сих пор оттаять не может!) тоже относится к подземным водам. Но когда мы говорим о воде как полезном ископаемом, то обычно имеем в виду «воду как воду». Эта подземная вода может быть пресной или минеральной. Под землей иногда текут самые настоящие реки, плещутся огромные озера, запасов одного из которых хватит, чтобы напоить большой город. Пресная вода - настоящее полезное ископаемое. Даже словосочетание «месторождение вод» к большим подземным бассейнам вполне подходит. Многие предполагают, что напоить вдоволь, к примеру, Московскую область можно, используя воду нескольких подземных «морей» , находящихся в окрестностях столицы.
Изучением, поиском и разведкой подземных вод занимаются специалисты-гидрогеологи. Для поисков и добычи этого столь необходимого людям полезного ископаемого бурятся скважины. Скважины, по которым вода поступает на поверхность земли самотеком, под напором, называются артезианскими (по имени французской провинции Артуа, где это свойство подземных вод использовали еще несколько сотен лет назад) .
К особому виду подземных вод относятся воды минеральные, насыщенные полезными микроэлементами. Они могут быть и лечебными. Около больших месторождений минеральных вод построены курорты, возникли поселки и целые города, в названии которых есть слово «вода». Это и знаменитые Карловы Вары в Чехии, и наши Минеральные Воды, Кисловодск, Железноводск и другие. Некоторые минеральные воды содержат так много полезных веществ (бром, йод, калий, литий и др.) , что их можно оттуда добывать, как из руды.
А еще в геологии есть понятие термальные воды. Обычно, их присутствие связано с вулканическими процессами, «подземным огнем». Самые известные термальные источники в нашей стране находятся на Камчатке. Многие из них изливаются на поверхность в виде настоящих фонтанов - гейзеров. Особенно много их в знаменитой на весь мир Долине гейзеров. А среди других государств «страной гейзеров» можно назвать Исландию. Термальные воды уже сегодня с успехом используются в этой стране для отопления жилищ и сельскохозяйственных теплиц; начинают такое делать и жители Камчатки.

Ответ от Виктория [гуру]
без воды жить невозможно


Ответ от шеврон [гуру]
Так же, как и воздух.


Ответ от хлебосол [активный]
Вода не ископаемое, а химческое соеденение.


Ответ от Ester [гуру]
Подземные воды - полезное ископаемое


Ответ от Nina Freken Bok [гуру]
Вы видели когда-нибудь чтобы воду копали? Я - нет.
Что кас-ся полезности, то вода несомненно - чрезвычайно полезное соединение. В некоторых местах планеты - даже полезней нефти.
Например, сегодня в Дарфуре.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды; формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием; ставить опыты; вести наблюдения.
  2. Развивать речь учащихся, учит составлять текст-описание по теме “Вода”.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: Лабораторные стаканы, стеклянная палочка, чайные ложечки, вода, молоко, зубной порошок, коробочки с солью, песком, духи, глобус. Таблицы: “Вода – это жизнь”, “Грунтовые воды”. Схемы: “Это запрещено”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Сообщение задач урока.

1) Садимся на счет 3…

2) Проверка рабочего места.

Сегодня у нас необычный урок. Урок окружающего мира проведем совместно с уроком русского языка. Такой урок называется интегрированным.

II. Организация наблюдений за погодой.

1) Дежурный дает характеристику погоды на данный день

Тип погоды …,

Какой сейчас период осени?

2) Какое четверостишие подходит к сегодняшней погоде? Почему?

* Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис.
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз.

* Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя
Прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.

III. Проверка домашнего задания.

Мы с вами попали на Уральские горы. Урал богат полезными ископаемыми.

Что такое полезные ископаемые? Какими полезными ископаемыми богаты у нас Уральские горы?

1. Выбери из коллекции полезные ископаемые, которые мы изучили.

2. Заполни таблицу

Сейчас я выясню, как вы запомнили свойства некоторых полезных ископаемых.

Гранит
Песок
Глина
Торф
Каменный уголь
Нефть

1. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду (песок).

2. Хрупкое полезное ископаемое, хорошо горит (каменный уголь).

3. Жидкость маслянистая, горючая (нефть).

4. Полезное ископаемое состоит из кварца, слюды, полевого шпата (гранит).

5. Пластичное, вязкое полезное ископаемое, из которого изготавливают посуду (глина).

6. Состоит из растений, хорошо горит (торф).

Стихотворение “Богатства Урала”

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдешь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд,
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом изумруд,
Темны кристаллики агата
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Моя Уральская земля.

Да, ребята, по разнообразию полезных ископаемых наша область занимает одно из первых мест в России.

IV. Сообщение задач урока.

Ребята, какое же полезное ископаемое самое ценное на земле?

Да, немало сесть полезных ископаемых, а среди них одно, без которого трудно представить нашу жизнь. Отгадав загадку, вы назовете это полезное ископаемое:

Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я снежинка вырезная, я по травке разлита, догадайся, кто же я? (Вода)

Как и другие полезные ископаемые, вода имеет немало интересных свойств. Наш класс - научная лаборатория, а мы с вами исследователи. Теперь к нам в научную лабораторию поступила вода. Наша задача – изучить её свойства, о её значении и применении.

ВИКТОРИНА (загадки)

* Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь)

* Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

* Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

*Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт? (Снег)

* Рыбам в зиму жить тепло
Крыша – толстое стекло. (Лёд)

* Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

Что такое дождь, снег, роса, лед, туман, облака? (Вода)

В каких трех состояниях встречается вода в природе?

V. Свойства воды.

СОСТОЯНИЕ

Вода – единственное на Земле вещество, которое может в природных условиях одновременно находиться во всех 3 состояниях

Твердом - в виде льда и снега. Жидком – вода. Газообразном - пар, туман, облака.

ФОРМА ВОДЫ

Чем отличается камень от воды?

Камень твердый. Его можно взять в руки, положить на стол, бросить на пол. Он от этого не изменяется и сохраняет свою форму. Чтобы изменить форму камня, его надо расколоть на части молотком, разрубить топором, разрезать ножом и т.д., т.е. применить силу. А имеет ли форму вода? Можно ли её положить на стол, взять в руки как камень? Нет, вода разольется по столу, со стола потечет на пол. Если мы нальём воду в стакан, она примет форму стакана, в графин форму графина, в пузырёк - форму пузырька. Вода – жидкость. Жидкости не имеют своей формы, а принимают форму сосуда, в котором находятся.

ЦВЕТ ВОДЫ

Определим какого цвета вода? На столе у вас полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок (серый, белый, голубой, зелёный). Можно ли сказать, что вода серого цвета? Белого? Голубого? Зелёного? Как видишь, вода не окрашена ни в один цвет. Какого же все-таки цвета вода? Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ

1 опыт: Поставь открытку за стакан воды.

2 опыт: Опустить чайную ложечку в стакан с водой и с молоком.

Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод: Вода прозрачна.

ВКУС ВОДЫ

Вспомните, каков вкус соли? сахара? Лимона? Лука? Попробуйте воду на вкус.

Можно ли её назвать солёной? Сладкой? Кислой? Горькой? Вывод: Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

ЗАПАХ ВОДЫ

Откройте и понюхайте пузырьки с духами, бальзамом, жидкость для снятия лака, корвалол, … . Многие жидкости имеют запах. Имеют ли они какой-то запах? А чем пахнет чистая вода?

Вывод: Вода не имеет запаха.

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ

1. Вода – жидкость. Её можно перелить из одного стакана в другой. (Показываю). Вода течет

2. Налить немного воды на пластмассовую пластинку.

Что вы заметили? Вода растекается в разные стороны.

Наклони пластинку. Вода стекает под уклон

Вывод: Вода текуча.

ВОДА РАСТВОРИТЕЛЬ

У вас на партах стоят стаканы с водой и коробочки с солью и сахаром. (Один ученик насыпает в стакан немного соли, а другой – сахар). Размешайте ложкой. А я положу немного зубного порошка. Пронаблюдайте, что происходит с солью, сахаром и песком.

Куда делись сахар? Соль? Что стало с песком?

*Попробуйте на вкус воду.

Вывод: Сахар и соль растворились в воде, а песок – нет. Это доказывает, что вода растворитель. Но в ней растворяются не все вещества.

Есть такая сказка. Два осла шли по дороге, один нес соль, а другой – вату. Первый осел еле передвигал ноги: так тяжела была ноша. Второй шел весело и легко. Перешли через речку. Искупались… .

Почему ноша первого осла после купания стала легче? Что произошло бы, если бы второй осел нес не вату, а сахар? О каком свойстве воды говорится в сказке?

3. Игра “ Что лишнее?”

  • В воде растворяются соль, пищевая сода, песок, сахар?
  • Чистая вода солёная, сладкая, кислая, без вкуса.
  • Чистая вода пахнет хлоркой, одеколоном, керосином, не имеет запаха.

VI. Обобщение.

Какими свойствами обладает вода? (Чтение вывода)

VII. Вода – полезное ископаемое.

Почему вода полезное ископаемое? (Методическая таблица)

Вода залегает под землёй и на земле (методическая таблица “Подземные воды”).

Да, ребята, вода находящаяся под землёй – это подземная вода.

Для того, чтобы её добыть копают колодцы или бурят скважины.

Ещё вода находится в океанах; морях; реках; озёрах.

VIII. Изображение на карте (глобусе).

Посмотрите на карту (глобус). Какого больше всего цвета на нём? Что изображено на карте (глобусе) синим и голубым цветом? (Воду)

Да, на глобусе (карте) больше всего голубого цвета. Голубым цветом изображается вода – все моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Они занимают в2 – 2,5 раза больше места, чем суша.

Это интересно! Если бы Земной шар был ровным, гладким, как глобус, то все моря, океаны, озера, реки разлились, вся бы наша планета оказалась залита 9-метровым слоем воды.

Не слишком ли много воды на планете? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета существовала.

IX. Значение воды. “Вода – добрый друг и помощник человека” (на доске).

1. Вода – краса всей природы (таблица).

2. Есть у воды великая забота – ПОИТЬ ЗЕМЛЮ (таблица).

Воду пьют все на земле поля, все на свете леса, без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей, садов.

Без еды человек может существовать около 1,5 месяцев, а без воды не проживет и недели. В организме взрослого человека около 40 литров воды (примерно 5 ведер).

3. Вода не только всех поит, но и еще и КОРМИТ. В глубинах вод кормятся рыба, морские животные, морские растения, которые человек употребляет в пищу.

4. И МОЕТ (таблица) всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги.

6. Без воды не сможет работать ни одна фабрика, завод, предприятие. (Таблица)

без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарство, ни конфеты, ничего не сделаешь без воды.

Роль воды велика. Об этом говорят следующие цифры. Для того, чтобы изготовить 1 тонну кирпича 1-2 тонны воды; 1 тонну бумаги 250-300 тонн воды; 1 тонну стали 250-300 тонн воды;

1 тонну пшеницы 1500 тонн воды; 1 тонну хлопка 10000 тонн воды.

7. А ещё вода – самая широкая, удобная и дешёвая дорога. (Таблица)

По рекам, морям, океанам день и ночь плывут суда, перевозят тяжёлые грузы и пассажиров.

8. Вода работает на ГЭС. Вода приводит в движение машины, которые вырабатывают электрический ток. (Таблица)

Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Да и сама жизнь на Земле впервые зародилась именно в воде океана. Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода!

X. Как используют воды реки Пышмы? (Рассказы детей)

Вода нашей реки нужна для многочисленных фабрик и заводов. По берегам реки Пышмы добывают золото, медную руду, асбест. По реке сплавляют лес. Вода идет для полива огородов и полей, на лугах выращивают траву для скота. На берегах много птицеферм.

Построены ГЭС и АЭС. Они дают многим сёлам и городам энергию.

Нашему городу нужно много воды – более 10 000тонн ежедневно. И с каждым годом её требуется всё больше. Для питья нужна чистая вода, её мы получаем с Солодиловского водозабора, часто с большими перебоями.

Вода – это наше богатство и к ней нужно относиться бережно, рационально её использовать.

XI. Бережное отношение к воде.

Наша планета заболела. Её природа находится в опасности. Проблема чистоты воды в водоёмах в наши дни стоит особенно остро.

  • Для работы фабрик и заводов требуется много воды, которая после использования в производстве вновь спускается в водоём. Чтобы такая вода не загрязняла их, строят очистительные сооружения. (На заводе хромовых кож – очистительное сооружение)
  • В колхозах и совхозах нужно следить, чтобы в воду не попадали стоки с животноводческих ферм.
  • Нельзя бросать в водоём мусор.
  • В воду попадают не только мусор, но и ядовитые вещества, которые губят растения и рыбу.
  • Другая беда – вырубка лесов вдоль рек. Река лишается защиты, гибнет.
  • Всё меньше и меньше остаётся на Земле пресной воды, которую мы пьём. На 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной. Если из крана течёт даже самая тоненькая струйка, то за сутки вытечет около 40 вёдер воды. А сколько кранов в одном вашем доме? А во всех домах города. (Стихотворение)

Наша задача – защищать нашу воду от загрязнения. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники государственной водной инспекции, работники санэпидемстанции.

XII. Составление текста-описания.

В нашу лабораторию поступило следующее задание: описать свойства воды. Итак, мы сейчас будем составлять текст-описание. Что такое текст-описание?

* Чтение памятки “Как составить текст-описание?”

1. Знакомство с планом. Текст-описание “Вода”.

План:

Вода – полезное ископаемое

Свойства воды:

1 Состояние; 7 Форма воды; 2 Цвет; 5 Прозрачность; 3 Вкус; 4 Запах; 6 Текучесть; 8 Вода – растворитель; 2. Составление текста – описания

Вода – это самое ценное, полезное ископаемое, без которого невозможна жизнь на земле.

Вода встречается в природе в твердом, жидком и газообразном состоянии. Совершенно чистая вода не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Она прозрачна, текуча, не имеет формы. Вода – растворитель. В ней хорошо растворяются сахар, соль.

3. Запись текста-описания (на листочках).

XIII. Итог.

Вода – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя М.Пришвина (читает учебник).

  1. “Почему вода мокрая?”
  2. “Физика для малышей”
  3. “Путешествие капли воды”
  4. “Почемучка”
  5. “Что такое? Кто такой?”

Домашнее задание: стр.50-54, ответить на вопросы, выполнить задания к тексту.

Загрузка...