domvpavlino.ru

Бронзовые направляющие клапанов

На ВАЗ 2109 замена направляющих втулок клапанов – достаточно сложная задача, справиться с которой можно только при наличии необходимого оборудования. Перед заменой нужно подготовить набор клапанов и пружин. Выбивать направляющие клапанов рекомендуется при помощи молотка и специальной наставки, без которой есть вероятность нанести вред посадочной плоскости в головке, в которую запрессована запчасть. В результате на поверхности при неправильном или неаккуратном выполнении работ остаются задиры либо запчасть меняет форму. В процессе замены направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2109 понадобится съемник для монтажа. Подбор втулки осуществляется так, чтобы резьбовая область съемника могла выйти из втулки клапана на пару сантиметров.

Процесс замены направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2109

На ВАЗ 2109 замена направляющих втулок клапанов начинается с того, что съемник фиксируется на детали при помощи обточенных гаек. Придерживая центральную область съемника верхним ключом, нижним производим выпрессовывание направляющей втулки. Узнать, что втулка сдвинулась и выйдет наружу можно по характерному щелчку. Скручиваем винт до момента полного выхода втулки. Берем новую запчасть и обрабатываем маслом, чтобы она легко стала на место. Чтобы запрессовать деталь, понадобится специальная втулка конической формы. Упираем инструмент в седло клапана. Для дальнейшей работы понадобится две втулки: одна для выпускного клапана, а вторая – для посадочного места впускного. Рас***ые втулки съемника нужно подобрать так, чтобы при монтаже направляющей резьба на несколько сантиметров выглядывала наружу. Важно при работе не повредить буртик, поэтому используем специальную гайку, которую упираем в направляющую.

Установив гайку, на шпильке останется резьба, поэтому уменьшаем нагрузку и накручиваем еще одну резьбовую втулку. Если на ВАЗ 2109 замена направляющих втулок клапанов необходима, переходим к запрессовыванию новой запчасти. Рекомендуется обеспечить разность температуры запчастей: головка нагревается до ста пятидесяти градусов, а втулка охлаждается. Упустив данный момент, можно привести к деформации алюминиевого сплава в результате большого натяга. Клапана во втулке при работе двигателя будут перегреваться, а это приведет к необходимости проведения второго ремонта. На детали есть специальное сто***е кольцо, указывающее на правильную посадку втулки. Когда втулка окажется на месте, процесс вкручивания станет сложнее, поэтому важно вовремя остановиться, чтобы не сломать деталь. После этого подгоняем направляющую по размеру. Берем развертку на восемь и ставим инструмент в направляющую, чтобы произвести развертывание отверстия. Затем отверстие продуваем сжатым воздухом чтобы избавиться от опилок.

На следующем этапе проводим измерение диаметра отверстия в направляющей. Для этого используем внутрометр. Измеряем отверстие и производим замер толщины ножки клапана. С этой целью применяется микрометр. Если зазоры оказались нормальными и приблизительно совпали с данными, указанными производителем ВАЗ 2109, можно установить на место клапан. Внимательно осматриваем запчасть, так как она должна плотно прилегать к седлу. Каждая замена втулки клапана приводит к утрате соосности между центрами седла клапана и втулки. Если оказалось, что втулка не прилегает к седлу, проблема решается подводкой шарошками седла. На этом на ВАЗ 2109 замена направляющих втулок клапанов завершена. Если описанный процесс оказался слишком сложным, рекомендуется обратиться к профессиональному мотористу.

После снятия , разборки и проверки деталей ГБЦ нужно притереть клапана к седлам головки цилиндров.

Для проверки герметичности клапана установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном.

Если в течение трех минут керосин не просочится в камеру сгорания – клапан герметичен.

1. Нанесите на рабочую фаску клапана тонкий слой притирочной пасты.

2. Вставьте клапан в направляющую втулку и закрепите на его стержне приспособление для притирки клапанов.

3. Энергично поворачивайте клапан в обе стороны при помощи приспособления, периодически прижимая клапан к седлу.

4. Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски клапана и седла.

После притирки тщательно протрите клапан и седло чистой тряпкой и промойте для удаления остатков притирочной пасты. Не используйте тряпку повторно.

Замена направляющих втулок клапанов

1. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную втулку специальной оправкой.

2. Вставьте новую втулку в специальную оправку.

3. Запрессуйте втулку со стороны распределительного вала с помощью оправки до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров.

4. Разверните отверстие во втулке с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм для выпускных.

После этого прошлифуйте седла клапанов, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

В качестве запасных частей поставляются втулки со стопорными кольцами. Втулки имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.


О том, как производится замена направляющих втулок клапанов ВАЗ 2109 в интернете не так уж и много информации. По крайней мере качественной, из которой можно для себя что-то почерпнуть. Дело в том, что втулки клапанов постоянно находятся в агрессивной среде и неудивительно, что из-за высоких нагрузок они быстро изнашиваются. С этого и вытекает актуальность их замены.

Замена направляющих втулок клапанов ВАЗ 2109 – насколько это важно? Сильная изношенность втулок приводит к снижению отдачи мотора и увеличению уровня расхода горючего. Специалисты категорически не рекомендуют затягивать с заменой этого элемента, так как в перспективе это может привести к плачевным результатам.

Подготовка к замене

Стоит отметить, что все представители поколения «ВАЗовских девяток» оснащаются одинаковыми втулками. С этого можно сделать вывод, что и заменяются они по одному алгоритму. Проблемы могут возникнуть лишь с 16-клапанными вариантами, так как у них диаметр больше, но они очень быстро решаются. В «девятке» сравнительно легко проводить замену втулок, так как в отличие от других автомобилей, демонтажу втулок ничего не препятствует.

Чтобы провести замену, предварительно нужно подготовить силовой агрегат. Снимаем головку цилиндров, путём вывода 1-го и 4-го в верхнее крайнее положение. Затем снимается клапанная крышка и в обязательном порядке проверяется соответствие меток на валах. Затем откручиваем 10 болтов крепления и демонтируем головку. После этого также снимается распределительный вал и выкручивается часть шпилек, в основном из торцов.


Замена втулок

  • Повышение уровня потребления смазочного материала и топлива.
  • Нехарактерный шум, исходящий от головки.
  • При проведении замены клапанов.
  • При капремонте ГБЦ.
Прежде чем приступать к замене, необходимо обзавестись набором специальных инструментов. В первую очередь приобретаем специальные оправки, соответствующие диаметру втулок. Никак не обойтись и без развёрток. Кто не знает, это такие длинные свёрла, с помощью которых диаметр отверстия дотачивается до нужных размеров. В большинстве случаев можно обойтись двумя, только с разными диаметрами, так как впускные и выпускные клапаны отличаются между собой только в этом аспекте.

Перед началом непосредственной замены, головка тщательно очищается от грязи и остатков смазочного материала. Одним из лучших методов очистки является помещение элемента в ванную с растворителем или дизельным топливом. Стоит отметить, что делать это нужно в специально подготовленных условиях, а также очень аккуратно и внимательно.


Процесс замены начинается с того, что втулки выбиваются – наставляем оправку на втулку с внутренней стороны и аккуратно выбиваем деталь. Аналогичная операция проводится с каждым элементом. После этого, освободившиеся места промываются бензином и продуваются воздухом.

Новые втулки, за 48 часов до замены, нужно поместить в морозильную камеру, чтобы они сжались до оптимальных размеров. Блок цилиндров нагревается с помощью электрической плитки до 100 градусов Цельсия. Затем происходит установка стопорных колец и забивается сама втулка, посредством использования оправки. Здесь нужно проследить, чтобы элемент плотно встал на место.

Теперь отверстия во втулках доводятся до оптимальных показателей. Затем клапаны примеряются и происходит их центровка. Также рекомендуется с помощью специального раствора протереть клапаны. После завершения всех этих процессов приступаем к обратной сборке мотора. При этом нужно постоянно следить за соответствием меток.

Стоит отдельно отметить один важный момент: начинать затягивать болты нужно со средних и постепенно переходить до боковых. В противном случае существует риск появления деформации. По завершению сборки необходимо проверить регулировку клапанов и, в случае необходимости, настроить их.

Также важно не перепутать впускные и выпускные втулки. Дело в том, что они немного отличаются по размерам и при неправильной установке не будет возможности поставить нормально на место распределительный вал.


Другие модели

Очень похожий алгоритм замены втулок и на других автомобилях ВАЗ. Что касается 10-го поколения, то здесь он вообще аналогичный. Отличия можно заметить лишь в нюансах подготовки двигателя к работе, но они не существенны. Итак, как выяснилось, замена направляющих втулок клапанов ВАЗ 2109 не такой уж и сложный процесс, если подойти к её проведению достаточно серьёзно. Главным требованием является наличие специальных инструментов и необходимых комплектующих. Однако, если вы не вполне уверены в своей компетентности, лучше обратиться к специалистам, но только к тем, которым вы полностью доверяете.



Большинство производителей моторов уверены, что в период усовершенствованных технологий и наличия различных компонентов, доступных сегодня, не так уж сложно добиться поставленной задачи: выжать из агрегата максимум лошадиных сил. При наличии такого большого количества возможностей и деталей производители, имея огромные ресурсы, способны достичь баланса между надежностью узлов и табуном лошадиных сил.

Изменения, произошедшие в мире производства моторизированных тележек, привели нас туда, где мы находимся сегодня. Неисчислимое множество деталей мотора, такие как блок, шатуны, головка блока, прочие детали из различных сплавов, используемых при изготовлении, оставили свой отпечаток в развитии индустрии моторостроения.

Современные двигатели разрабатываются с большим количеством клапанов на цилиндр, сниженным весом клапана при увеличенных объёмах выпуска и потребления. При повышенных характеристиках головки цилиндров требуют наличия направляющей втулки клапана для оптимальной работы, восстановления параметров сжатия, удержания масла от выгорания и более удобного ремонта составляющих мотора.

Направляющие клапанов

Железо до сих пор основной материал при изготовлении запчастей, однако исследователи не стоят на месте и разрабатывают новые материалы в целях борьбы с трением и износом при создании сверхмощных силовых агрегатов. Например, нашла своё применение рециркуляция отработавших газов. Порошкообразные версии металла широко используются в тяжелых условиях эксплуатации. Специальные покрытия, такие как фосфат с проведением термообработки также становятся нормой для создания сверхпрочного материала. Что касается направляющих клапанов, бронза, как материал, до сих пор широко используется в европейских авто. Есть причины, по которым материалы были выбраны для использования на транспорте. Изначально материалы выбирались из наличия, доступности, податливости обработке. Теперь из соображений экономичности, износостойкости, оптимальности для окружающей среды.

В целом направляющие клапанов можно разделить на две группы по материалам изготовления:

  • чугунные;
  • бронзовые.

Оба вида охватывают широкий спектр применения.

Литейный чугун как материал для направляющих, используется производителями из-за его характеристик износа, долговечности при повышенном пробеге. Но при высоких нагрузках и в высокопроизводительных агрегатах использование литых направляющих не приветствуется из-за того, что литой материал не в состоянии выдержать нагрузки. Под высоким напряжением, отлитые направляющие трескаются, приводя к отказу двигателя в целом. Чугун - недорогой материал, оптимален для работы в серийных авто.

Следующий материал, используемый при изготовлении направляющих, бронза, идеально подходит для применения, так как она более совместима с титаном и нержавеющей сталью. Бронза способна выдержать нагрузки с некоторыми смазочными свойствами, более жёсткими допусками с большой передачей тепла. Бронза прекрасно работает с более высоко оборотистыми двигателями, предлагая устойчивость к коррозии. Материал, применяемый для направляющих, состоит из 55% меди, 40% цинка и 3,5% марганца.

При множестве каких-либо других используемых материалов, бронза по-прежнему является лучшим выбором для направляющих клапанов. И даже такая маленькая незаметная вещь подвергается усовершенствованию: направляющие с внутренним пазом. Эта внутренняя канавка обеспечивает проникновение небольшого количества масла в направляющую область для дополнительной смазки. Метод применяется в агрегатах требующих повышенной выносливости. Другое усовершенствование заключается в интегрируемом в направляющие внутреннем уплотнительном кольце вместо использования внешнего уплотнения штока клапана, где применение тройных пружин ограничивает пространство для нормального уплотнения. Перенеся внешнее уплотнение внутрь направляющей длина её может быть увеличена, позволяя добиться большей стабильности работы клапана.

Еще одна новая вещь на рынке - запатентованная термическая обработка медно-бронзового сплава, обладающая лучшей термостойкостью, смазывающей способностью и увеличенным рассеиванием тепла.

Направляющие испытывают увеличенный износ из-за постоянного трения между направляющей и штоком. При износе или большом зазоре направляющих повышается расход масла. Поток выхлопных газов мимо выхлопной направляющей создает эффект Вентури, вытягивая масло, которое в выхлопных газах современных моделей авто с катализаторами может привести к перегреву и повреждению. На стороне впуска, масло, стекающее по направляющим, загрязняет свечи несгоревшим углеводородом, способствуя наращиванию отложений на клапанах впуска и камере сгорания.

Ещё одна проблема, вызванная износом и зазором направляющих - неадекватное охлаждение. Около 75% тепла клапана отводится седлом клапана и оставшиеся 25% идут вверх по штоку через направляющие. Так что, при износе направляющей повышается риск прогара клапана.

Кроме того, износ пропускает воздух, втянутый во впускной клапан. Дополнительный воздух уменьшает вакуум впуска и нарушает баланс смеси.

Проверка состояния

Элементарную проверку износа можно почувствовать путём пошатывания клапана. Лучший способ - использование набора, предназначенного для этой цели, дающего точные измерения и применимый для проведения прочих измерений состояния износа и выработки деталей.

Руководство по ремонту

Решение вопроса о производстве ремонта или замены направляющих зависит от степени выработки и износа. Накатка направляющих - способ восстановления состояния на короткий срок, как быстрое решение проблемы, уменьшая внутренний диаметр направляющей. Как и с любым узлом, ключом к успеху является правильная установка и процедура замены. Одна из рекомендаций - предварительный нагрев головки в печи при замене направляющих. Процедура замены зависит от головки блока, но в большинстве случаев - пневматическим вытеснением. Охлаждение направляющей позволяет уменьшить количество помех во время установки. Использование смазки также снижает риск заедания. С коническими направляющими необходимо соблюдать осторожность, чтобы установить их правильно.

При замене направляющих возможно изменение концентричности клапана слегка относительно седла, что требует дополнительной проверки и восстановления.

Загрузка...