domvpavlino.ru

Виды и функции речи. Функции речи в психологии. Основные свойства речи

Виды речи

Общее понятие о речи

Переходим к первому вопросу нашего плана. Понятие речи.

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны между собой, и эта связь выражается в том, что язык как орудие общения существует до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают говорить на нем, такой язык становится мертвым - примером могут служить латинский и старославянский языки.

Формирование высших психических функций и чувств (моральные, эстетические, интеллектуальные) у человека осуществляются только благодаря речи. Если речь у человека не развивается (дети-маугли), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства даже в самом примитивном виде не формируются. Механизм речи содержит 3 различных звена:

ü Восприятие речи

ü Произношение речи

ü Внутри речевое звено

Различия речи и языка:

Каждое слово языка относится не к отдельному предмету, а к целому классу однородных предметов, т. е. является обобщенным понятием. Речь же характеризуется конкретным значением, она всегда субъективна и неповторима. Язык является общим для народа, говорящего на нем, а речь всегда индивидуальна

Виды языков не совпадают с видами речи. Языки, например, бывают корневыми (китайский, бирманский) и индоевропейскими. Речь принято делить на внешнюю и внутреннюю, ситуативную и контекстную

Речь подвергается различного рода афазиям (нарушениям), а язык - нет

Для целей общения используется не только язык, но и неязыковые средства. Поэтому в речи может иметь место различная степень использования языковых средств.

Язык - это система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми. Всякий язык имеет определенную систему значащих слов (лексический состав языка), определённую систему слов и словосочетаний (грамматика языка), определенный, присущий только ему звуковой состав (фонетика языка).

Функции языка:

ü Коммуникативная - речь выступает в качестве средства

общения. Общаясь друг с другом, люди применяют слова и пользуются правилами того или иного языка (русского, английского, немецкого) S Информационная - передача различной информации, знаний

ü Выразительная - передача чувств и отношений говорящего к

объекту высказывания

Переходим ко второму вопросу. Виды речи.

По способу возникновения различают:

ü Ситуативная речь - возникает в момент общения и является

словесным описанием того, что воспринимается

ü Контекстная речь - это результат называния представлений, она

развивается по памяти. Говорящий описывает свои мысли, представления, чувства таким образом, чтобы вызвать у слушающего аналогичные мысли и представления.



Внешняя речь р еализуется в 4х речевых процессах:

ü Письменная речь. Она обращена к воображаемому собеседнику,поэтому всегда подготовлена и продумана. Предложения в письменной речи могут быть весьма сложными. Письменная речь появилась позже устной из потребности людей передавать информацию и накопленные знания. Наличие письменной речи дает огромные возможности накопления и передачи человеческого опыта. Первой попыткой передачи событий в форме рисунков была так называемая идеографическая речь. В рисунках запечатлелись определенные события, происходившие с человеком. Более поздней формой письменной речи являлось иероглифическое письмо. Иероглиф обозначает предмет или мысль целиком. Современный вид письма получил название алфабиотического, и его изобретение приписывают древним финикийцам. Письменная речь представляет собой самую многословную, точную и развернутую форму речи

ü Чтение письменной речи х арактеризуется достаточно высокой скоростью, превышающей говорение более чем в 3 раза

ü Говорение х арактеризуется двумя основными показателями объемом фраз и темпом речи. Оптимальный объем фраз устной речи составляет 7 плюс или минус 2 смысловые единицы. Темп речи - это количество произнесенных единиц речи в единицу времени.

Устная речь существует в форме:

ü Монолог - это последовательное, связное, длительное изложение одним человеком своих мыслей, знаний. Примером монолога является лекция, доклад, рассказ. Монолог непрерывен, характеризуется скупостью и сдержанностью жестов.

ü Диалог - возникает при общении двух людей, он ситуативен;

сопровождается мимикой, жестами, интонационной окраской. Диалог - речь поддерживаемая, в ходе диалога собеседники задают друг другу уточняющие, проясняющие вопросы, помогающие другому выразить свою мысль, быть понятым.

Переходим к третьему вопросу.

Выделяют следующие основные свойства речи:

ü Содержательность определяется объемом, глубиной и серьезностью выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Многословие, поверхностные, банальные мысли при отсутствии чувств или их малой выразительности делают речь малосодержательной

ü Понятность заключается в умении говорящего использовать

краткие, синтаксически правильные построенные предложения, не терять логики изложения, не злоупотреблять терминологией

ü Выразительность определяется её эмоциональной окраской и

ü насыщенностью (она может быть яркой, насыщенной образами и метафорами или, наоборот, тусклой, вялой, шаблонной), а также ясностью и отчетливостью произношения, правильным интонированием

ü Воздейственность состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю

других людей, их убеждения и поведение. Воздейственность речи бывает различной: людей могут поучать и наставлять, им могут советовать, приказывать, ими могут командовать, их могут просить, инструктировать. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств:

Ø Поучение и наставление имеют характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон поступка. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причём правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. Зачастую задачей речи политиков, продавцов, воспитателей является не столько передача мыслей или информации, сколько желание повлиять на поступки, взгляды и убеждения других людей.

Советдают в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Принятие субъектом предлагаемого зависит от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на совет скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик -отказом или затяжной времени, т. к. ему нужно разобраться в предложении.

Ø Инструкции выражаются в кратких положениях, не допускающих различных толкований, в них четко обозначается содержание, последовательность и способ выполнения определенных действий в различных видах деятельности.

Ø Просьба - направлена на удовлетворение определенных интересов самого просящего. «Очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».

Ø Убеждение включает разъяснение сути явления, причинно- следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения. Например, дети в подростковом возрасте чаще принимают убеждения сверстников, чем родителей.

Ø Приказ прямо воздействует на волю другого человека и заключается в прямом и жестком требовании выполнить определенное действие. Приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований.

Ø Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «На старт!». Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии.

С помощью языка, направленная на общение, сообщение, получение информации и расширение сознания своего и окружающих людей за счет передачи полученного опыта.

Она появилась в процессе совместной трудовой деятельности и постоянного обмена информацией. В то же время появились и первые функции речи.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Теории возникновения речи у людей

С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Функции звукового общения

Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист - звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Какие бывают виды речи

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.

Внутренняя речь

Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.

Внешняя речь

Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.

Виды внешней речи:

  • Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
  • Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
  • Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.

Функции, которые выполняет речь

Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей.

Основные функции речи:

  1. Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
  2. Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
  3. Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
  4. Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
  5. Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Функции стилей речи

  • Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
  • Публицистический - выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
  • Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
  • Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
  • Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.

Особенности речи ребенка

Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов. Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка.

На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.

Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.

Речью называется процесс практического применения чело-веком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процес-се общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совме-стной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются до-стоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в осно-ве которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер-тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний зву-ковой волны в кратном отношении к основному тону. Все глас-ные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень диф-ференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо-нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение по-ложения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при про-хождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), ши-пящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по-нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со-став различных слов, они позволяют очень тонко дифференци-ровать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело и ной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри-мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соот-ветствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насы-щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

бездейственность речи заключается в ее влиянии на мыс-ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и по-ведение.

Речь выполняет определенные функции:

функция выражения заключается в том, что, с одной сторо-ны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой -- вырази-тельность речи, ее эмоциональность значительно расши-ряет возможности общения;

функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

функция обозначения состоит в способности человека посред-ством речи давать предметам и явлениям окружающей дейст-вительности присущие только им названия;

функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Существуют определенные виды речи:

¦ устная речь -- это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух -- с другой;

¦ монологическая речь -- это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь -- это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменнаяречь -- это речь посредством письменных знаков;

внутренняя речь это речь, не выполняющая функции об-щения, а лишь обслуживающая процесс мышления конк-ретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи -- значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать перифе-рические системы ее обеспечения, показать ее второсигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматичес-кие механизмы ее образования, а также механизмы ее восприя-тия и организации речевого ответа.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

энергетическая система дыхательных органов, необходи-мая для возникновения звука;

легкие и главная дыхательная мышца -- диафрагма;

генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосо-вые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

¦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе-мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь-ные системы раздражителей: первая сигнальная система -- это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст-вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа-ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг-налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ-ность человека к анализу и синтезу речи связана:

с левым полушарием головного мозга;

со слухоречевой зоной коры больших полушарий -- зад-ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп-ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес-кие механизмы отражают динамическую организацию рече-вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха-низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти-ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин-терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг-налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически-ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время -- сложнейшая система условных рефлек-сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по-вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы-зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано-вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя-зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под-креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на-зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений . Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Понятность речи обусловлена совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника . Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов.

Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью . По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи прежде всего состоит в ее идейном содержании.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности.

Просьба имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми - отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии . Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

73. Основные виды речи.

основные виды речи человека. Это - устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь.

Устной называется речь , при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Эти наборы звуков через соответствующие колебания давления воздуха передаются и воспринимаются другими людьми на слух. Устная речь не предполагает использования знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях и воспринимаемых зрительно или на ощупь (как, например, знаки письма для слепых людей).

Письменной называют речь , основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Письменная речь имеет образную основу, в ней для передачи содержания высказывания используются какие-либо изображения.

Диалогическая - это речь, в которой участвуют как минимум два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека.

Монологическая - это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Например, это может быть текст, написанный одним человеком, речь, произносимая одним человеком и не прерываемая репликами других людей. Устным монологом является выступление какого-либо человека перед публикой.

Диалог предполагает многократное прерывание речи данного человека высказываниями других людей; при этом реплики каждого из участников диалога выступают как речевые реакции на высказывания других людей и без этого могут оказаться непонятными слушающим или читающим данный диалог. Монолог, в свою очередь, не предполагает какой-либо речевой реакции со стороны воспринимающего его человека и должен быть понятным сам по себе.

Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь , которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой речью для обмена информацией друг с другом.

Внутренняя речь - это особая разновидность речи, которая участвует в управлении только внутренними, психологическими процессами, происходящими в голове человека. Эта речь имеет свои особенности и свои, специфические функции.

Внутренняя речь - это прежде всего беззвучная речь. Когда человек пользуется данным видом речи, он не произносит вслух слова и не производит никаких звуков, которые могли бы восприниматься им самим или окружающими людьми. Процесс порождения этой речи представляет собой полностью внутренний процесс, не имеющий очевидных внешних проявлений. Внутренняя речь является неосознаваемой. Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова, фразы и т.п. он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состоянии. Внутренняя речь имеет свою, особенную структуру, отличающую данную речь от других разновидностей речи.

74. Теории усвоения языка и развития речи. Проблема эгоцентрической речи .

Важно отличать язык от речи.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях.

Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки. Все сказанное входит в представление об объеме и содержании понятия. Знать его - значит уметь правильно указать на объем и содержание соответствующего понятия.

основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи .

Одна из них - теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения. С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах . Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию . Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж.Пиаже). Установлено - и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка.

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций (рис. 55) в плане становления все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по вертикали (так, как это показано на рис. 55) и по горизонтали. Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мысли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой речью.

Рис 55. Психологическая модель порождения и функционирования речи

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

В качестве своеобразного промежуточного звена между внешней и внут­ренней речью выступает эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирова­ния высших психических функций.

Эгоцентрическая речь была впервые описана швейцарским психоло­гом Жаном Пиаже, как особая разновидность детской речи, которая оказывает­ся доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодоле­вается в процессе социализации.

Научная заслуга Пиаже состояла в том, что, исследуя детскую речь, он показал ее качественное своеобразие и отличие от речи взрослых. Речь ре­бенка отличается от речи зрелого человека не количественно, как ее недос­таточно развитая, зачаточная форма, но по ряду специфических особенно­стей; она подчиняется собственным закономерностям.

Жану Пиаже и его исследовательской группе удалось установить ряд харак­терных для детского возраста форм речевого поведения. Слово ребенка мо­жет выступать не только в качестве сообщения, но и как:

· «возбудитель» действия (некоторой активности);

· сопровождение/аккомпанемент уже осуществляемой деятельности (рисование, игра);

· замещение действия, приносящее «иллюзорное удовлетворение»;

· «магическое действие», или «приказание, обращенное к реальности» (к неодушевленным предметам, животным и др. объектам). Последняя функция соотносится с чертами магического мышления архаическо­го человека, с принципом «партиципации (мистической сопричастно­сти)».

Перечисленные функции отражают влияние на речь ребенка присущих его мышлению эгоцентрических тенденций.

Исследования, проведенные Ж. Пиаже и его сотрудниками, позволили сделать вывод, что в случае эгоцентрических вы­сказываний ребенка речь отклоняется от своего социального назначения, переставая быть адресным сообщением - т.е. средством передачи мысли другому или способом влияния на собеседника.

В результате систематизированных наблюдений Пиаже выделил в вербальном поведении детей два компонента:

· эгоцентрическую и

· социализированную (т.е. направ­ленную на общение и обращенную к другому) речь.

Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нис­колько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понима­ют. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольству­ется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не за­мечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он.

Эго­центрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я - Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «позна­вательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.

Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентриче­скую речь на три относительно самостоятельные категории:

· Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.

· Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производи­мых действий.

· Монолог вдвоем или коллективный монолог - наиболее социализи­рованная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удоволь­ствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказыва­ния по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтер­нативных точек зрения.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «сканди­рование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удоволь­ствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» - доминирующей установки, «умственной пози­ции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и пре­одолевается в ходе постепенной «децентрации» - повышения восприимчи­вости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.

В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направлен­ностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как:

· передаваемая информация;

· критика;

· побужде­ния к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы...);

· вопро­сы;

· ответы.

Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической ре­чи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским.

По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть опи­сана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям об­щения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыраже­ния становится все более непонятной для окружающих; к началу школьно­го возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля.

По мнению Ж. Пиаже, эгоцен­трическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненуж­ным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения: он полагал, что данная форма речевой деятельности не исче­зает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а толь­ко ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется не­совершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким ин­струментом саморегуляции.

Речь имеет свои свойства:

  • содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  • понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  • выразительность - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения :
1. Основные признаки речи и языка.
2. Характеристика основных видов речи.
3. Основные функции и формы речи.
4. Свойства речи и их краткая характеристика.

Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа

  • Содержание основных этапов построения развернутого речевого высказывания
  • Архитектоника наук, изучающих речь
  • Единицы анализа речи
  • Характеристика житейских и научных понятий и особенностей их становления в индивидуальном сознании

В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути - это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным "организатором" его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решения.
С психолингвистических позиций развитие речи можно рассматривать как становление все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.
Какие же этапы проходит мысль прежде, чем она будет выражена в развернутой речи? Человек хочет обратиться к другому человеку или изложить свою мысль в развернутой речевой форме. Он должен, прежде всего, иметь соответствующий мотив высказывания. Но мотив высказывания является лишь основным моментом, движущей силой процесса. Следующим моментом является возникновение мысли или общей схемы того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании.
Психологический анализ мысли всегда представляет большие трудности для психологов. Представители вюрцбургской школы считали, что "чистая мысль" не имеет ничего общего ни с образами, ни со словами. Она сводится к внутренним духовным силам или "логическим переживаниям", которые лишь "одеваются" в слова, как человек одевается в одежду. Другие психологи, принадлежащие к идеалистическому лагерю, с полным основанием выражали сомнение в том, что мысль является готовым типическим образованием, которому нужно лишь "воплотиться" в слова. Они высказывают предположение, что мысль является лишь этапом между исходным мотивом и окончательной внешне развернутой речью. Мысль остается неясной, диффузной, пока не примет свои ясные очертания в речи. Вслед за Выготским эти исследователи утверждали, что мысль не воплощается, а совершается, формируется в слове. Под "мыслью" или "замыслом" следует понимать общую схему того содержания, которое должно воплотиться в высказывании, причем до его воплощения она носит самый общий, смутный, диффузный характер, нередко трудно поддающийся формулированию и осознанию.
Следующий этап на пути подготовки высказывания мысли имеет особое значение. В течение длительного времени он оставался вообще неизвестным, и только после исследований Выготского было доказано его решающее значение для перешифровки (перекодирования) замысла в развернутую речь и создания порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания. Имеется в виду механизм, называемый в психологии внутренней речью.
Большинство современных психологов не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология понимает существенный переходный этап между замыслом (или мыслью) и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, придает этому замыслу речевую форму. В этом смысле внутренняя речь порождает (интегрирует) развернутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка.
Переходное место, занимаемое внутренней речью на пути от мысли к развернутому высказыванию, определяет основные черты, как ее функций, так и ее психологическую структуру. Внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия, предшествующая такому высказыванию; она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была до этого лишь общим содержанием замысла. Это содержание уже известно говорящему в общих чертах, потому что он уже знает, что именно хочет сказать, но не определил, в какой форме и в каких речевых структурах сможет его воплотить.
Таким образом, внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками - "речь минус звук". Внутренняя речь отличается от внешней по своей функции (речь для себя). Выполняя иную функцию, чем внешняя (речь для других), она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре - она в целом подвергается некоторому преобразованию (сокращена, понятна только самому себе, предикативна и т.д.).

Загрузка...